18 февраля 2016 года в ГАУ ДПО РБ «БРИОП» прошёл республиканский семинар «Новый УМК по истории России как инструмент реализации ФГОС и Историко-культурного стандарта» организованный Министерством образования и науки РБ, Региональным учебно-методическим объединением РБ, ГАУ ДПО РБ «БРИОП», РОО «Ассоциация учителей истории РБ». В работе семинара приняли участие 106 человек, это представители от МОиН РБ, учителя истории, члены РОО «Ассоциации учителей истории РБ», методисты муниципальных методических служб, представители муниципальных органов управления образованием.
Цель семинара: обсуждение актуальных вопросов, связанных с выбором УМК по курсу «История России» в условиях реализации ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта.
Работу семинара открыла Галина Фомицкая, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП» отметив в выступлении четыре основные моменты. Новый учебный год ознаменован двумя важными событиями преподавания истории в школе: принятием историко-культурного стандарта и появлением нового учебно-методического комплекса. Главная проблема заключается в том, что до сих пор школьное историческое образование подразделялось на 2 этапа: по 9 класс, после которого сдается ОГЭ и с 10 по 11 класс, по итогам которого сдается ЕГЭ. Новая же концепция исторического образования эту систему ломает. Второй момент, на который обратила внимание докладчик, - это то, что историко-культурный стандарт задаёт высокую планку в части дидактических, методических пособий. С этого года все учебники должны иметь электронную форму. Но тут встает вопрос: «Сможет ли школа дать электронную среду для этого?». Низкая скорость интернета, жёсткие фильтры в школах не дают возможности свободно пользоваться этим. Третий момент - это подготовка учителей для работы по новым стандартам. Сейчас одними курсами повышения квалификации невозможно решить данную задачу, тут и центральные издательства должны идти навстречу. Почти все издательства создали специальные сайты, на которых планируется проведение вебинаров, возможность задавать вопросы и обмениваться мнениями с коллегами в чате. Ещё одним вопросом является ЕГЭ по истории. Тесты уже ориентированы на новый стандарт, а обучение детей проходит по-старому.
Джамиля Чимитова, директор ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» ознакомила участников семинара с новыми особенностями подготовки к ЕГЭ в 2016 году и анализом результатов ЕГЭ по истории за 2015 г. На школьную общественность, на учителей возлагается еще больше ответственности при подготовке детей к ЕГЭ. Был предоставлен рейтинг предметов по выбору для сдачи экзамена. Отмечено, что обществознание и история всегда удерживают свои позиции в начале рейтинга. На сегодняшний день почти 7000 детей будут сдавать ЕГЭ по разным предметам, из них 3500 сдают обществознание, 2800 историю. В 2016 году изменится структура и задания КИМов. Ужесточились требования порядка проведения ГИА к экспертам предметной комиссии, к условиям работы предметной комиссии.
Елена Манданова, руководитель Центра методического сопровождения педагогических работников и образовательных организаций БРИОП выступила с докладом «Требования ИКС в новых УМК по Отечественной истории. Содержательные аспекты и методические особенности УМК «История России» в трех линиях федеральных издательств «Русское слово», «Дрофа», «Просвещение». На основе принятого ИКС и с учетом внедрения УМК нового поколения курс истории становится опорным в системе гуманитарного образования, усиливается не только его образовательный, но и воспитательный потенциал, расширяется состав УМК, с учетом содержательных и технологических изменений в сфере образования, при выросших требованиях к учебнику, как организующему ядру процесса обучения; методическое обеспечение УМК по истории должно измениться в соответствии с ФГОС второго поколения. Учебник истории нового поколения будет отличаться рядом особенностей и инноваций и являться:
• ядром УМК, содержательным и методическим ориентиром для остальных элементов комплекса;
• организатором обучения и воспитания на уроке;
• основой для самостоятельной учебной деятельности учащихся;
• навигационной информацией, связывающей учебник с другими компонентами УМК.
Аюна Данзанова, доцент ЦМСПРиОО БРИОП сделала обзор образовательных технологий в ракурсе обновления технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках реализации ФГОС ООО и ИКС.
Далее работу семинара продолжили мастер-классы учителей истории:
- Мастер-класс «Технологии интеллектуальных игр как способ развития УУД» показала Санжиева Елена Викторовна, учитель высшей категории ГБОУ «РБНЛИ № 1», победитель ПНПО «Лучшие учителя России – 2015 года», призер II степени конкурса «Лучший учитель Республики Бурятия – 2015 года».
- Урок «А может, не было войны…» дала Солодухина Татьяна Константиновна, учитель высшей категории МБОУ «Тарбагатайская СОШ», победитель ПНПО «Лучшие учителя России – 2006, 2015 года», Почетный работник общего образования РФ.
- Заседание методического объединения «Приемы развития у учащихся способности к интерпретации и анализу исторических фактов» (из опыта работы) провела Копылова Ирина Николаевна, учитель высшей категории МОУ «Коменская СОШ», победитель конкурса «Лучший учитель Республики Бурятия – 2015 года».
-Мастер-класс «Электронная форма учебника «История России» как новое средство организации урока» показала Сафонова Оксана Витальевна, учитель высшей категории МАОУ «СОШ № 36», победитель ПНПО «Лучшие учителя России – 2008 года», Почетный работник общего образования РФ.
На итоговом пленуме Ая Дашиева, председатель Ассоциации учителей РБ рассказала о задачах и перспективах развития Ассоциации. В завершении были подведены итоги семинара, зачитан проект рекомендаций практико-ориентированного семинара. Все участники семинара получили сертификаты, а учителям авторам мастер-классов вручены благодарственные письма.
Рекомендации