28 августа 2019 года состоялся первый день двухдневной Республиканской августовской конференции работников образования «Достижение стратегических целей национального проекта «Образование»: задачи, механизмы и направления изменений системы образования Республики Бурятия». Работа проходила на шестой площадке «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ»: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ». Приняло участие 76 педагогических работников из 18 районов РБ.
Участниками данной площадки стали педагогические работники Республики Бурятия, победители конкурса «Лучшие учителя России», руководители образовательных организаций, руководители муниципальных органов управления образованием, главы муниципальных образований, специалисты муниципальных методических служб, представители региональных общественных ассоциаций педагогов, БРО профсоюза работников образования и науки, СО НКО.
С приветственным словом и открытием конференции выступил Владимир Цыбикжапович Цыренов, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП». Он поздравил учителей и педагогов республики с началом учебного года, пожелал плодотворной работы, успехов, сил и здоровья участникам конференции. Передал слово торжественного открытия конференции шестой площадки Мошкину Николаю Ильичу, ректору ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова».
С приветственным словом выступил Цыдыпов Жаргал Гармаевич, начальник отдела кадровой и организационной работы Министерства образования и науки РБ, он поздравил всех участников совещания и пожелал творческих успехов и плодотворной работы на данной секции. Был затронут вопрос о нехватке педагогических кадров. «В министерство образования республики Бурятия от муниципалитетов поступило 534 заявки, но на начало учебного года оказалось, что эта цифра увеличилась в полтора раза, на данный момент — это проблема».
Согласно программе, на пленарном заседании с докладом выступила приглашенный спикер из г. Москва Захир Юлия Симановна, к.п.н., руководитель проекта департамента главного редактора АО «Издательство «Просвещение». Гостья представила информацию по новым аспектам школьной системы оценки качества образования. Привела результаты PISA и TIMMS. Эти исследования в РФ начались с 2000 года, а с 2021 года будет проводиться оценка креативного мышления. РФ занимает 14 место в мире международных исследованиях качества образования. Отставание по показателям PISA по двум аспектам это – уровень функциональной грамотности и способность применять на практике знания и навыки. Это особые задачи. Материалы разрабатываются специалистами мирового уровня. Юлия Захир отметила, что с 2019 года Бурятия входит в это исследование, и обратила внимание присутствующих на то, что исследование будет компьютерное, «натаскать» детей по этим материалам невозможно. Здесь необходимы особые занятия и творческий подход, креативное мышление с развитием ассоциативного мышления. Такие занятия состоятся завтра (29 августа) в РЦОИ для педагогических работников, где более подробно расскажет и проработает в группах по данной тематике.
Цыбикова Эржена Валерьевна, проректор по организации образовательной деятельности ГАУ ДПО РБ «БРИОП». Ее доклад затронул темы, которые волнуют педагогов республики:
- Национальная система учительского роста как средство повышения профессиональной компетентности педагогических работников;
- Новая роль системы оценки и ее реализация в учебном процессе;
- ЕФОМ как механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций учителей в рамках новой модели аттестации;
- Профессиональный стандарт педагога: перспективы развития, риски, организационно - управленческие условия и способы (механизмы) уменьшения негативных последствий
- Эффективные практики профессионального развития педагога в условиях формирования НСУР.
На вопросы, задаваемые педагогами по новой модели аттестации, отвечала Дугаржапова Людмила Владимировна, начальник отдела аттестации и развития профессиональных квалификаций ГАУ ДПО РБ «БРИОП».
После завершения докладов пленарного заседания конференции была организована работа по трем направлениям:
1 модуль: «Единый федеральный оценочный материал (ЕФОМ) как механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций учителей в рамках новой модели аттестации». Модераторы Ирина Павловна Цыренова и Лариса Алексеевна Гармажапова, преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП», проинформировали о том, что включает в себя ЕФОМ. Продемнострировали диагностический инструментарий, т.е. как будет проходить процедура оценивания предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций (в виде тестирования и решения методических задач). Были приведены примеры, показаны профессиональные задачи, правильное решение и краткое описание по предметам: русский язык, математика, история, обществознание. При выполнении работы педагог, пройдя по алгоритму, отвечая на поставленные вопросы, решит их, повышая свой профессиональный уровень.
Для закрепления материала давались практические работы по заполнению таблиц.
Участники конференции задавали вопросы, и один из главных был: где можно обучиться? Ирина Цыренова ответила на поставленные вопросы: «Данные задачи решаются на курсах повышения квалификации в «БРИОП».
2. модуль: «Профессиональный стандарт педагога: перспективы развития, риски, организационно - управленческие условия и способы (механизмы) уменьшения негативных последствий». Модератор Баярма Бабасановна Цыретарова, доцент кафедры управления образованием, государственной и муниципальной службы ГАУ ДПО РБ «БРИОП» представила Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»». Рассказала для чего профессиональный стандарт педагога призван, о новых компетенциях, о трудовых функциях и уровнях квалификации и даже о рисках профстандарта. Также ознакомила с дорожной картой по комплексу мер и сообщила о запланированном республиканском семинаре по внедрению Профстандарта на 11 сентября 2019 года в БРИОП (приглашение на семинар будет отправлено в РУО). «Тем не менее, ориентир на стандарт остается 2013 года, т.к. новый стандарт не прошел согласование с российским профсоюзом. Но в срок с 01 января 2020 года мы должны работать по новому стандарту. Мы должны соответствовать этому стандарту» - добавил Жаргал Гармаевич. А лектор упомянула, что вся документация по НСУР есть на соответствующем сайте профстандартпедагога.рф .
Для закрепления информации Елена Гармаевна Базарова, доцент кафедры управления образованием, государственной и муниципальной службы ГАУ ДПО РБ «БРИОП» предложила участникам тест с выбором ответа, а также анонимный опрос по введению профстандарта, нужен ли профстандарт? мнения, предложения. Участники написали вопросы, которые бы хотели задать Министру образования РБ, где он в свою очередь сможет задать на съезде в г. Москва.
В большей степени педагогов волнует вопросы о разнице оплаты труда в системе учительских должностей, зачем вводят второй иностранный язык на 1 год? Руководителей волнуют вопросы нехватки кадров, и в малокомплектных школах при принятии профстандарта и новой модели аттестации - не приведет ли это к оттоку кадров и увольнению учителей? Будет ли способствовать увеличению фонда оплаты школ? Оснащение школ мебелью и компьютерной техникой, а также увеличение скорости интернета? С какого периода будет обязательна новая форма аттестации? И каким образом с помощью профессионального стандарта поднимется статус учителя в обществе для того, чтобы молодежь заинтересовалась профессией «Учитель»? Образовательная политика требует от ОО высоких результатов, но как она будет достигнута, если инфраструктура школ не дает возможности росту (три смены, нет возможности деления на группы и т.д.)? Как можно не использовать фонд стимулирования для доведения заработной платы до МРОТ? Когда будет законодательно утверждено трудовое воспитание, в том числе и работа на пришкольных участках?
Данные вопросы бурно обсуждались на площадке конференции.
Владимир Цыбикжапович Цыренов высказал мнение в положительную сторону профстандарта аргументировав тем, что педагог со стажем в виду своего опыта по оплате труда должен все же получать больше, нежели молодой педагог, пришедший не так давно в данную профессию. Ему необходимо наработать опыт. «Поэтому я считаю, что педагог, который отработал, к примеру, 35 лет в должности, заслуженно должен получать больше заработной платы нежели молодой педагог». Участники с мнением ректора согласились.
Письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия о внедрении профессиональных стандартов
3 модуль: Эффективные практики профессионального развития педагога в условиях формирования НСУР.
Работа данного модуля была в виде интерактивных мини-лекций, на которых активно обсуждались вопросы касаемые новых веяний в образовании. Модератор Сономбал Цыденович Содномов, профессор, д.п.н., заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП» рассказал о положительном региональном опыте аттестации учителей в Республике Татарстан, г. Москва, Ярославской области. Представил механизм обеспечения НСУР в Республике Коми, актуальность создания у них методических центров. Подробно рассказал о функциях РМО Республики Коми, задачах системы повышения квалификации и подготовки учителей образовательных учреждений. И в конце представил план-график курсов повышения квалификации кафедры педагогики и психологии детства БРИОП по направлениям: ДОУ, НОО и психологии.
Светлана Дымбрыловна Семёнова, старший преподаватель кафедры ПиПД ГАУ ДПО РБ «БРИОП» представила эффективные практики внедрения НСУР в системе начальной школы. Рассказала о прохождении процедуры аттестации по действующей региональной модели образования, которая представлена на сайте БРИОП. Ознакомила со статистическими данными по аттестации учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год.
Раиса Иннокентьевна Карпова с докладом «ДЕТИ В ПРИОРИТЕТЕ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», рассказала план основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства куда входит не только современная инфраструктура детства, здоровый ребенок, всестороннее образование детям, но и социальная защита детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их интеграция в современное общество. Рассказала о Федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей», о Национальном проекте «Демография», о «Лучших практиках приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья» и рассказала какие детские сады уже выиграли и работают над своими проектами. Она призывала к участию и сотрудничеству не только дошкольные учреждения, но и образовательные организации.
Участники конференции активно работая в группах внесли свой вклад в обсуждение актуальных вопросов и принятии резолюции с которыми ознакомили всех участников конференции. Резолюцию приняли единогласно.
Климентьева Г.Д., начальник учебного отдела
Шагдурова А.Ч., старший преподаватель ЦВиДО
http://briop.ru/index.php/institute/novosti/9-obrazovanie/news/1794-zona6-2019#sigFreeId960545a407