23 марта на базе ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» начала работу научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями». Актуальность темы Конференции продиктована вступлением в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в РБ (далее ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС ОО с у/о). Стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, тем самым, способствуют реализации прав человека на получение качественного образования в соответствии с познавательными возможностями и в адекватной его здоровью среде. Цель Конференции - выявление проблем реализации ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС ОО с у/о, определение эффективных путей их решения. Девиз конференции: «Мы разные. Мы равные. Мы вместе».
В работе конференции приняли участие около 100 человек (руководители, методисты районных управлений образования; руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций и специальных коррекционных образовательных организаций; руководители и педагоги организаций дополнительного образования из 17 районов республики и г. Улан-Удэ.
Конференция началась с приветственных слов Эржены Цыбиковой, к.б.н., доцента, проректора по образовательной и научной деятельности ГАУ ДПО РБ «БРИОП», а также Доржи Фролова, начальника отдела дополнительного, специального образования детей и интернатных учреждений МОиН РБ, который обозначил основные проблемные вопросы по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
Пленарное заседание открыла Аюна Григорьева, ведущий специалист-эксперт отдела дополнительного, специального образования детей и интернатных учреждений МОиН РБ. В своем докладе «Нормативно-правовая база введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФГОС НОО с ОВЗ» она подробно рассказала о формировании региональной нормативно-правовой базы. Далее с докладами выступили: Туяна Дугарова, д.психол.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГОУ ВО «БГУ» с темой «Психолого-педагогические аспекты реализации ФГОС детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями». Владимир Цыренов, д.п.н., доцент, заведующий лабораторией инновационных технологий в области защиты детства ФГОУ ВО «БГУ» рассказал о проблемах внедрения инклюзивной практики в системе общего образования. Вероника Чердонова, к.б.н., заведующая лабораторией коррекционного и инклюзивного образования БРИОП представила доклад «Организационно-методическое сопровождение реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями». Галина Шмакова, заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №4» г. Улан-Удэ, заслуженный учитель РБ, почетный работник общего образования РФ в своём докладе осветила особые подходы в обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. О потребностях в дифференцированном ФГОС для детей с ОВЗ подробно рассказала Гэрэлма Дугаржапова, заместитель директора по УВР ГБОУ «Республиканский центр образования и психолого-медико-социальной помощи», почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования РБ.
Во второй половине дня, работа продолжилась по трем секциям:
1. Реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС ОО с у/о: проблемы и пути их решения; модели эффективной социализации детей с ОВЗ, модератор: Вероника Чердонова, к.б.н., зав. лабораторией коррекционного и инклюзивного образования;
2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС, модератор: Татьяна Сенгеева, ст. преподаватель ЛКиИО БРИОП;
3. Обеспечение особых образовательных потребностей и информационных технологий в образовании детей с ОВЗ, модератор: Светлана Ускеева, ст. преподаватель ЦМСПРиОО БРИОП.
На секционных заседаниях состоялся обмен мнениями и обсуждение широкого круга вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе обсуждались вопросы создания универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях; практика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОО; особенности и актуальность профессиональной подготовки администрации образовательных организаций, педагогов, специалистов образовательных организаций; возможности межведомственного взаимодействия в интересах детей с ОВЗ; вопросы создания инклюзивной культуры в образовательной организации; подчеркивалась необходимость и актуальность создания образовательной сети коррекционных школ РБ как сетевых площадок ГАУ ДПО РБ «БРИОП» по сопровождению инклюзивного образования и реализации ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС ОО с у/о.
На заседании круглого стола модераторы секций отметили важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ими были внесены предложения секционных рабочих групп в резолюцию Конференции.
Вероника Чердонова, к.б.н., зав. лабораторией коррекционного и инклюзивного образования БРИОП
http://briop.ru/index.php/obrazovanie/novosti/9-obrazovanie/news/732-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-problemy-i-perspektivy-realizatsii-fgos-obuchayushchikhsya-s-ovz-i-intellektualnymi-narusheniyami#sigFreeIdb0f3b209ce