Состоялся республиканский научно-методический семинар «Современные образовательные технологии развития родной бурятской речи дошкольников»

17 мая 2019 года в ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» состоялся республиканский научно-методический семинар «Современные образовательные технологии развития родной бурятской речи дошкольников», основной целью которого являлось обсуждение, обобщение и распространение опыта работы, интеграция и систематизация теоретических и практических разработок по развитию родной бурятской речи, обучению бурятскому языку в системе дошкольного образования Республики Бурятия.
В семинаре приняли участие 122 человека, в том числе учителя бурятского языка, педагоги дошкольного общего образования, методисты Закаменского, Еравнинского, Тункинского, Бичурского, Окинского, Курумканского, Джидинского, Заиграевского, Мухоршибирского, Баргузинского, Иволгинского, Хоринского, Кяхтинского, Кижингинского, Селенгинского районов, г. Улан-Удэ, а также Забайкальского края.
В начале работы семинара с приветственным словом выступил ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.пед.н. Владимир Цыренов. От министерства образования и науки Республики Бурятия участников семинара поприветствовал Баир Балданов, руководитель Республиканского центра по развитию бурятского языка МОиН РБ.
В рамках семинара в первой половине дня прошел Республиканский конкурс- выставка методических разработок, наглядных средств обучения по бурятскому языку для педагогов дошкольного образования, в котором было представлено 38 работ по двум номинациям «Лучшее наглядное средство обучения по бурятскому языку», «Лучшая методическая разработка по бурятскому языку ».
В фойе второго этажа БРИОП была развернута зрелищная и яркая выставка наглядных средств обучения бурятскому языку, развития родной бурятской речи дошкольников, которая дала возможность оценить творческий подход и креативные идеи, в целом методический потенциал учителей бурятского языка, педагогов дошкольного образования республики.
Во второй половине дня были заслушаны доклады Зинаиды Лопсоновой , к.п.н., доцента, зав. кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института БГУ о родном бурятском языке в системе этнокультурного образования дошкольников. Также на семинаре выступила Ольга Гынденова , воспитатель МБДОУ "Сосново-Озерский детский сад "Ласточка" Еравнинского района, которая рассказала об опыте работы по авторской программе «Алтан хараасгай», его методических основах, а также о технологии организации занятий по данной программе. Нужно отметить, что представленная программа является одной из немногих разработанных в республике образовательных программ, направленных на развитие родной бурятской речи дошкольников в условиях сельского детского сада. Также опытом работы по проведению образовательного события в рамках изучения бурятского языка в средней группе ДОУ «Табан хурган» в Кижингинском районе на 7 Байкальском образовательном форуме летом 2018 г. поделилась Сэсэг Нимаева , учитель бурятского языка МАДОУ Кижингинский детский сад «Сэсэг».
Несомненный интерес участников вызвал доклад Оксаны Дареевой , к.пед.н., доцента кафедры бурятского языка и методики преподавания Восточного института БГУ на тему «Буряад хэлэн – түрэл хэлэн» гэһэн шэглэлээр хүүгэдэй сэсэрлигтэ буряад хэлэ заалгын гол асуудалнууд»», которая в ходе своего выступления дала возможность педагогам дошкольного образования более глубоко понять особенности восприятия бурятской речи дошкольниками в зависимости от уровня владения бурятским языком или одним из его диалектов. С докладом Оксаны Дареевой  было непосредственно связано выступление Людмилы Бальжуровой , учителя бурятского языка МБДОУ "Детский сад №35 "Алые паруса" г. Улан-Удэ, которая в интерактивной форме показала использование технологии развития связной речи дошкольников через такие виды деятельности, как моделирование, конструирование, а также драматизацию. Ей удалось продемонстрировать участникам возможности использования различных наглядных средств для развития устной речи детей дошкольного возраста на примере конкретного учебного занятия по УМК “Амар мэндэ-э! “.
Ханда Цыденова, ст. преп. лаборатории развития бурятского языка и литературы ГАУ ДПО РБ «БРИОП» выступила с докладом об использовании логоритмических игр и упражнений при обучении бурятскому языку дошкольников, в частности, приобретающих важное значение для развития родной речи детей в диалектных условиях. Баирма Цырендоржиева, к.ф.н., доцент, зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы ГАУ ДПО РБ «БРИОП», доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ рассказала об используемой в современной отечественной системе дошкольного образования технологии языкового погружения для развития родной бурятской речи дошкольников через призму создания полилингвальной развивающей среды в детском саду.
Завершающий блок семинара был посвящен проектированию билингвальной или трилингвальной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Здесь был представлен опыт одного из ведущих детских садов республики, работающего в этом направлении, начиная с 2015 г., а именно МБ ДОУ №35 г. Улан-Удэ «Алые паруса».
Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №35 "Алые паруса" Милена Воробьева  рассказала участникам об особенностях моделирования образовательного процесса на основе деятельностного подхода в условиях полилингвальной среды с точки зрения его организационного аспекта. Ольга Самбуева , учитель английского языка, Людмила Бальжурова , учитель бурятского языка МБДОУ "Детский сад №35 "Алые паруса" г. Улан-Удэ поделились опытом обучения детей языку в условиях трилингвальной среды. При этом организаторами семинара было подчёркнуто, что механизмы внедрения развивающих технологий в условиях трилингвальной среды могут быть перенесены и эффективно использованы в условиях сельских детских садов, где, как правило, функционирует билингвальная (бурятско-русская) образовательная среда.
Огромный интерес участников семинара вызвало выступление Оюны Забановой , специалиста Республиканского центра по развитию бурятского языка МОиН РБ, Саяна Забанова , инженера-программиста РОО «Саяны», продемонстрировавших современные интерактивные игрушки, в том числе роботов, говорящих на бурятском языке, использование которых открывает новые методические горизонты для обучения родному языку, развития родной речи в ДОУ.
В целом в ходе семинара прошел интересный и конструктивный обмен мнениями участников по вопросам развития родной бурятской речи дошкольников, сделан акцент на методическую составляющую при обучении языку дошкольников, осознание педагогами, в первую очередь, воспитателями необходимости грамотной организации дошкольного языкового образования в целом и учебного занятия в частности, ориентированного прежде всего на развитие продуктивной речевой деятельности обучающихся.
В заключении семинара были подведены итоги работы Республиканского конкурса- выставки методических разработок, наглядных средств обучения по бурятскому языку, по результатам которого победителями и призерами выставки были признаны следующие участники:

Победители и призеры конкурса-выставки были награждены дипломами и денежными сертификатами на сумму 5000, 3000, 2000 тыс. руб. Слушателям были вручены сертификаты об участии в семинаре.
По итогам работы республиканского семинара планируется издание сборника материалов, в который будут включены лучшие работы прошедшего конкурса-выставки.
В целом необходимо отметить, что проведенный семинар выполнил поставленные задачи, в ходе мероприятия у участников была возможность познакомиться, обменяться и обогатиться лучшим педагогическим опытом республики по обучению бурятскому языку в ДОУ, развитию бурятской речи в условиях сельского и городского детского сада. Многим педагогам семинар дал новый импульс для критического анализа и дальнейшего развития собственной педагогической деятельности, в целом совершенствования профессиональной компетенции по обучению бурятскому языку детей дошкольного возраста. Кроме того организаторы отметили, что прошедший семинар дал старт работе по разработке Примерной программы по развитию родной бурятской речи для ступени дошкольного общего образования. По результатам работы будет сформирована рабочая группа, в состав которой войдут ведущие специалисты, педагоги, психологи по дошкольному образованию, методисты по бурятскому языку, а также учителя-практики.
Как отмечают участники семинара, проведение подобного рода мероприятий позволило педагогическому сообществу оценить региональный научно-методический потенциал в вопросах обучения бурятскому языку в ДОУ, активизировать его для дальнейшей плодотворной работы, наметить основные стратегические линии развития современных образовательных технологий, в данном случае, для детей дошкольного возраста.

Баирма Цырендоржиева, зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы

Номинация «Лучшая методическая разработка  по бурятскому языку»
Номинация «Лучшее наглядное средство обучения по бурятскому языку»