Состоялась диалоговая площадка «Стратегия и механизмы развития регионального этнокультурного образования»

13 марта 2019 года в конференц-зале ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики» состоялась диалоговая площадка «Стратегия и механизмы развития регионального этнокультурного образования».
В работе диалоговой площадки приняли участие представители министерств, государственных органов власти, общественных организаций, педагоги и руководители образовательных организаций Кижингинского, Кяхтинского, Окинского, Бичурского, Мухошибирского районов, г.Улан-Удэ, специалисты муниципальных органов управления образованием, пресса. На диалоговой площадке также присутствовали представители органов государственной власти республики Доржи Бадмацыренов, заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия по развитию гражданского общества, Валерий Доржиев, председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям, Анатолий Кушнарев, председатель Комитета Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии, которые высказали готовность принять участие в определении мер государственной поддержки развития регионального этнокультурного образования. Всего более 60 участников.
Основной целью мероприятия стало обсуждение ключевых направлений, содержания, проблем и механизмов реализации этнокультурного образования в Республике Бурятия.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Министр образования и науки РБ Баир Жалсанов. Министром была подчеркнута актуальность создания единой Концепции развития этнокультурного образования, необходимость привлечения дополнительных материальных и финансовых средств для разработки учебно-методических комплектов нового поколения по этнокультурной тематике, проведение комплексной инвентаризации всего объема имеющийся учебной и методической литературы. «Очень важно, чтобы задача развития в республике этнокультурного образования легла не только на плечи учителей, но, чтобы в этой работе приняли участие национальные и межнациональные общественные организации» - отметил министр.
Участникам были представлены результаты мониторинга состояния этнокультурного образования в системе дошкольного, начального, основного и среднего общего, дополнительного образования Республики Бурятия. Ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Владимир Цыренов озвучил проектное предложение института по развитию системы этнокультурного образования на период 2019-2024гг.
Активное участие в работе диалоговой площадки приняли представители общественных организаций: ОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия», РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия», МОД «Всебурятская ассоциация развития культуры», ОКО «Верхнеудинское» Забайкальского войскового казачьего общества и др. Они поделились опытом общественной деятельности по реализации этнокультурного образования детей и молодежи, озвучили проблемы и подчеркнули важность обсуждаемого вопроса, а также выразили готовность принимать самое активное участие в работе по развитию этнокультурного образования в Бурятии.
Об актуальных направлениях развития этнокультурного образования на примере других регионов выступила Баталова Сажида, заместитель председателя Общественной палаты Республики Бурятия, Член Совета Ассамблеи народов России, Председатель РОО «Ассоциация Дом дружбы народов Бурятии», Председатель национально-региональной автономии татар Бурятии.
Владимир Аюшеев, председатель ОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия» в своем выступлении говорил о необходимости реализации ландшафтного подхода, ориентированного на сохранении экосистем родного края и традиционных ценностей наших народов.
Дымбрыл багша Дашибалданов, ректор буддийского университета «Даши Чойхорлин» им. Д.Д.Заяева, подчеркнул необходимость создания УМК, отражающих национальные колориты и особенности, так как это разнообразие обогащает наше общество, главное - воспитывать детей в духе толерантности и на основе духовных ценностей.
Своим опытом поделились педагоги образовательных организаций - Татьяна Петрова (педагог МБДОУ «Подснежник» с.Бичура, автор УМК по истории и культуре семейских для ДОУ), Баярма Цыбденова (учитель сойотского языка ГБОУ «Сорокская сойотская школа-интернат среднего общего образования»). Прозвучало предложение создать УМК по этнокультурному образованию в двух вариантах – интегрированный курс по истории и культуре всех народов, живущих в Бурятии и углубленный по истории и культуре каждого народа.
С анализом состояния преподавания бурятского языка в школах республики выступила Баярма Цырендоржиева, зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы ГАУ ДПО РБ «БРИОП», доцент Восточного института БГУ. О проблемах изучения в школах и подготовки преподавателей эвенкийского языка выступила Елизавета Афанасьева, доцент кафедры бурятской и эвенкийской филологии Восточного института ФГБОУ ВО БГУ.
Многие участники отметили необходимость проведения работы по созданию УМК по этнокультурному образованию на высоком научном уровне, в тесном сотрудничестве с научными центрами и вузами республики. Ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Владимир Цыренов отметил, что этнокультурное образование должно стать предметом конкретных научных исследований.
Участники озвучили свои мнения и предложения в режиме «открытый микрофон» и высказали солидарное решение сотрудничать с целью развития системы этнокультурного образования в Бурятии.
Резолюция Республиканской диалоговой площадки прилагается.

Мидыгма Будаева, начальник отдела организационно-педагогического сопровождения образовательных проектов БРИОП
Баярма Цыретарова, доцент кафедры управления образованием, государственной и муниципальной службы

Резолюция  Республиканской диалоговой площадки «Стратегия и механизмы развития регионального этнокультурного образования»