24 августа 2017 года в рамках Республиканской августовской конференции работников образования «Образование – стратегический ресурс развития Республики Бурятия» состоялась работа секции «Механизмы обеспечения качества дошкольного образования и инструменты его оценки».
В работе секции приняли участие Татьяна Селянина, специалист по дошкольному образованию Министерства образования и науки Республики Бурятия; Светлана Нимбуева, директор ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж»; Галина Малахова, Раиса Карпова, сотрудники ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»; руководители, педагоги, представители родительской общественности дошкольных образовательных организаций республики. Модераторы работы секции Татьяна Селянина и Галина Малахова.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Светлана Нимбуева, директор ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж». Августовская конференция является символическим стартом учебного года для педагогического колледжа, который сегодня является одним из основных «поставщиков» кадров в дошкольные образовательные организации республики. Опыт и идеи, обсуждаемые на секции, могут стать ориентирами в реализации программ подготовки воспитателя детей младшего возраста. Также она отметила позитивные изменения в том, что в этом году был конкурс на дошкольное отделение (4 человека на место), что свидетельствует о повышении престижа профессии воспитателя.
Лариса Зиннатуллина, старший воспитатель МБДОУ №35 «Алые паруса» г. Улан-Удэ в докладе «Внедрение и реализация развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях полилингвальной среды» представила опыт организации образовательной деятельности детского сада как республиканской пилотной площадки по реализации данного направления.
Зинаида Игумнова, педагог-психолог МАДОУ №86 «Оюна» г. Улан-Удэ представила модель нелинейных механизмов организации работы консультационного центра «Дети Байкала». Данный проект стал победителем Конкурса по реализации ФЦПРО по направлению «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании» путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения, на реализацию которого представлен грант в размере 7 500 000 рублей.
Новизна проекта, по мнению докладчика, заключается в разработке и внедрении мобильного комплекса для администрирования многосубъектного взаимодействия специалистов, педагогов, родителей, детей, организации консультационной поддержки в удаленном доступе, который позволяет решать проблему обнаружения, формирования, фиксации запросов родителей и выстраивания механизма быстрого и качественного реагирования на запросы родителей, путем функционирования постоянного виртуального сервиса. Деятельность Консультационного центра создает условия для обеспечения доступности дошкольного образования детям с различными образовательными потребностями и повышения психолого-педагогической компетентности родительской общественности.
Ольга Петрова, старший воспитатель детского сада №3 «Солнышко» г. Закаменск, Ирина Чимрова, заведующий детским садом №13 «Радуга» г. Гусиноозерск рассказали о деятельности Консультационных пунктов, о формах деятельности, включая сетевое взаимодействие, сложившиеся традиции и инновационные подходы деятельности.
Валентина Кривогорницына, заведующая МАДОУ «Березка» с. Иволгинск, в докладе «Расширение и повышение эффективности общественного участия в управлении образованием на уровне образовательной организации и муниципалитета» отметила повышение показателей качества и эффективности образовательной организации в условиях социального партнерства с различными социальными институтами. Докладчик обратила внимание участников Конференции на наиболее эффективные формы взаимодействия и сотрудничества детского сада с социумом: совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования), детско-взрослые проекты, встречи, поездки познавательного характера, дни открытых дверей, тренинги и другие формы взаимодействия с гражданскими институтами.
Анжела Невежина, заведующая МАДОУ №111 «Дашенька» г. Улан-Удэ, координатор по шкале ECERS-R в Республике Бурятия представила информацию о том, что Бурятия вошла в группу из 43 регионов Российской Федерации, принявших участие в апробации инструментов комплексной оценки качества образования на основе шкалы ECERS-R. Работы по апробации осуществлялись в рамках Проекта Рособрнадзора «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования», а также Программы «Независимый аудит качества дошкольного образования с помощью шкал EСERS», реализуемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с Московским городским педагогическим университетом. Оператором работы выступило Министерство образования и науки Республики Бурятия. Автор доклада поделилась некоторыми результатами апробации инструмента ECERS-R на базе 8 дошкольных образовательных организаций г. Улан-Удэ, отметила сильные и слабые стороны по показателям и возможные причины этих результатов. По результатам многих целенаправленных и скурпулезных подсчетов, было собрано и обработано огромное количество исходных данных, сопоставлено со шкалами, оформлен подробный аналитический отчет в Рособрнадзор РФ по системе дошкольного образования города Улан-Удэ.
Активно прошла панельная дискуссия «Направления развития системы оценки качества дошкольного образования в Республике Бурятия», на которой обсудили современные подходы к обеспечению доступности дошкольного образования; сквозные образовательные результаты на уровнях дошкольного, начального и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС; психолого-педагогический мониторинг реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
По итогам работы секции «Механизмы обеспечения качества дошкольного образования и инструменты его оценки» приняли решение о внесении рекомендаций в резолюцию Республиканской августовской конференции.
1. Способствовать расширению форм и моделей частно-государственного партнерства, механизмов финансирования в целях обеспечения доступности дошкольного образования.
2. Совершенствовать систему грантовой поддержки региональных программ и проектов обеспечивающих значимые результаты обеспечения качества дошкольного образования.
3. Создать институт экспертов в области оценки качества дошкольного образования. Организовать широкое общественное обсуждение результатов исследований качества дошкольного образования в родительском и профессиональном сообществах.
Презентации:
Зиннатуллина Л.С. "Внедрение и реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях полилингвальной среды";
Игумнова З.Н. "Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения";
Кривогорницына В.А. Социальное партнерство как один из основных факторов развития МАДОУ детский сад «Березка»;
Невежина А.О. "О люнгитюдном исследовании качества образования".
Галина Малахова, зав. лабораторией развивающего образования, старший преподаватель