Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

20-21 октября 2016 года в ГАУ ДПО РБ «БРИОП» прошел межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество», посвященный 120 - летию со дня рождения Льва Семеновича Выготского. В работе Фестиваля приняли участие: Любовь Павлова, старший методист дошкольного отдела издательства «Русское слово» г. Москва; Н. Алтанзуул, генеральный директор Консорциума русско-язычных детских садов, г. Улан-Батор, Монголия; Людмила Боросгоева, консультант отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия; Эржена Цыбикова, к.б.н., проректор по организации образовательной деятельности ГАУ ДПО РБ «БРИОП»; более ста руководителей и педагогов муниципальных и негосударственных дошкольных образовательных организаций Республики Бурятия и Забайкальского края.
Эржена Цыбикова, проректор по организации образовательной деятельности БРИОП, поприветствовала участников Фестиваля и отметила, что целью организации Фестиваля является демонстрация инновационных подходов в области программно-методического, информационного, игрового и развивающего обеспечения реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; выявление талантливых педагогов, распространение их опыта работы, поддержка новых технологий в организации образовательного процесса, направленных на рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов дошкольного образования в обществе.
Людмила Боросгоева, консультант отдела дошкольного и общего образования МОиН РБ, с приветственным словом обратилась к участникам Фестиваля, отметила состояние, перспективы и основные направления модернизации дошкольного образования нашей республики.
Галина Малахова, заведующая лабораторией развивающего образования при кафедре развития образовательных систем БРИОП, в своем выступлении отметила, что Лев Семенович Выготский не имеет аналогов в научных биографиях других ученых и органично вписывается в ряд мыслителей мирового уровня XX века. Начиная с 1956 года, после 20-летнего «забвения», было восстановлено реальное место Льва Семеновича в советской и мировой психологии, его труды имеют самый высокий «индекс цитирования» мировых психологических публикаций.
Концептуальной основой стандарта образования детей дошкольного возраста, указала докладчик, стала культурно-историческая концепция Л. С. Выготского о развитии высших психических функций и отметила ключевые идеи, изложенные Львом Семеновичем Выготским:
• психологическая концепция деятельности;
• культурно-историческая природа человеческой психики;
• роль социальной, коллективной деятельности в психическом развитии ребенка;
• зона ближайшего развития;
• теоретико-психологическая основа педагогики сотрудничества и развивающего обучения;
• теоретико-психологическая основа педагогики сотрудничества и развивающего обучения;
• интегральная структура личности как единство интеллекта и аффекта;
• коррекционная педагогика и клиническая психология и другие направления.
В современных условиях педагогам необходимо владеть умениями, которые обеспечивают овладение детьми культурой, способами поведения и мышления; способствуют организации образовательной деятельности не на актуальном уровне развития, а «в зоне ближайшего развития» каждого ребенка; применяют процесс интериоризации, как механизм формирования культурных способов деятельности; создают условия для создания успешной социальной ситуации развития детей; знают специфику и законы развития высших психических функций и другие требования, которыми педагоги могут и должны овладеть.
Любовь Павлова, старший методист издательства «Русское слово» предложила вниманию участников Фестиваля программно-методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный парк», который обеспечивает образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. В современной ситуации, как отметила Любовь Павлова, продукция «Мозаичный парк» обладает значимыми научно-методическими преимуществами, является оптимальным и практичным выбором руководителей и специалистов дошкольного образования.
«Мозаичный парк» включает пособия, адресованные руководителям организаций, методистам, воспитателям, педагогам-специалистам и родителям детей раннего и дошкольного возраста; игры, книги, развивающие тетради для детей разного возраста; оборудование для создания развивающей предметно-пространственной среды.
Основой комплекса, задающего целостность продукции «Мозаичный парк», является образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Программе присвоен гриф учебно-методического объединения, и она рекомендована для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования. Содержание программы представлено в динамике развития детей от 2 до 7 лет по пяти образовательным областям: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие и создаёт единую образовательную среду с системой начального общего образования «Начальная инновационная школа».
Н. Алтанзуул, генеральный директор Консорциума русско-язычных детских садов в г. Улан-Батор обратила внимание на то, что государственные стандарты российского и монгольского дошкольного образования имеют тождественные цели и направлены на обеспечение условий для полноценного развития каждого ребенка. Алтанзуул представила образовательную среду детских садов, отметила значение сотрудничества в сфере дошкольного образования с сотрудниками БРИОП, руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций нашей республики.
Марина Мункуева, ведущий специалист отдела образования Комитета по социальной политике Дульдургинского района Забайкальского края, представила опыт деятельности отдела по «внутрифирменному» повышению квалификации педагогов, как эффективному средству реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Целью разработки проекта является совершенствование методической службы района посредством разработки модели внутрифирменного непрерывного повышения квалификации педагогов в процессе эффективной реализации основной образовательной программы; организация качественного научно- педагогического сопровождения педагогов в условиях введения ФГОС ДО; внедрение современных образовательных технологий для повышения квалификации педагогических кадров дошкольных организаций.
Людмила Модогорова, директор Центра развития «Киндер+» г. Улан-Удэ отметила роль участия негосударственного сектора в обеспечении доступности качественного дошкольного образования, представила видеоролик о направлениях деятельности, содержании, достижениях Центра развития детей. Докладчик отметила необходимость расширения частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования.
Лариса Федорова, заведующий негосударственным дошкольным учреждением № 230 «Аюна» акционерного общества «Российские железные дороги», г. Северобайкальск в on-lain режиме представила новые подходы к организации образовательной деятельности в условиях реализации государственного стандарта образования детей дошкольного возраста. Лариса Федорова рассказала о деятельности муниципальной общественной организации «Попечительский Совет ДОУ №230 «Аюна», о деятельности интерактивной лекотеки, о новых моделях организации образовательной деятельности в детском саду на основе предоставления детям выбора и поддержки детской инициативы.
Лариса Зиннатуллина, старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения №35 «Алые паруса» г. Улан-Удэ, ознакомила участников Фестиваля с эффективными практиками проектирования образовательной программы детского сада в условиях трилингвальной среды. Детский сад является пилотной площадкой по внедрению и реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды. Докладчик представила авторские технологии проектирования образовательных пространств для погружения в языковую среду и механизмы встраивания образовательных модулей бурятского и английского языков в образовательный процесс. Большой интерес участников Фестиваля вызвали технологические карты, модели «плавающего планирования», технология группового сбора, копилки Х-файлов, ситуации провокации через проектную деятельность и самостоятельный выбор ребенком центра активности по интересам, деятельности детей в различных студиях, центрах и др.
Во второй день работы Фестиваля состоялись педагогические мастерские в 11 дошкольных образовательных организациях г. Улан-Удэ, где более ста «мастеров» представили инновационные модели образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, успешные практики, мастер-классы по направлениям:
• проектирование образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО;
• применение инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО;
• создание социальной ситуации развития ребенка, развития детской инициативы;
• выявление эффективных практик государственно-общественного управления дошкольным образованием;
• реализация основной образовательной программы: регионально-культурный компонент;
• психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями здоровья.
Экспертизу представленных мастерских осуществляли 33 члена жюри по следующим критериям:
• соответствие задачам ФГОС ДО;
• новизна, авторская идея;
• оригинальность формы и содержания;
• практическая ценность;
• мастерство владения аудиторией;
• масштаб применения.
На вечернем пленарном заседании модераторы работы секций и члены жюри представили результаты деятельности «мастерских», внесли предложения в проект резолюции. Фестиваль завершил свою работу торжественной церемонией вручения дипломов победителей I, II, III степеней, дипломов лауреатов Фестиваля.
В проект Резолюции внесены следующие предложения:
• продолжить работу по международному и межрегиональному сотрудничеству, способствующему обогащению содержания образования детей дошкольного возраста, повышению его качества;
• рассмотреть возможность ежегодного проведения данного Фестиваля;
• рассмотреть возможность создания регионального сайта по распространению инновационных моделей дошкольного образования, формирования информационного банка успешных практик;
• организовать на базе Региональной общественной организации «Ассоциация педагогов дошкольного образования Республики Бурятия» творческие группы, лаборатории педагогических работников дошкольных образовательных организаций по актуальным проблемам развития образования детей дошкольного возраста;
• инициировать конкурс среди дошкольных образовательных организаций на присвоение статуса стажировочной площадки ГАУ ДПО РБ «БРИОП»;
• продолжить работу по освоению инструментария «Шкалы ECERS-R» для комплексной оценки качества дошкольного образования;
• обобщить и распространить успешный опыт реализации эффективных моделей государственно-общественного управления образованием детей дошкольного возраста;
• систематизировать модифицированные программы, проекты, методические и дидактические материалы по реализации регионального культурного компонента;
• опубликовать сборник материалов Межрегионального Фестиваля педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество», посвященного 120-летию Л.С. Выготского.
Уважаемые коллеги, просим вас внести предложения в проект Резолюции в срок до 1 ноября 2016 года на адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Г
алина Малахова, заведующая лабораторией развивающего образования при кафедре развития образовательных систем БРИОП

Зиннатуллина Л.С. Особенности проектирования содержания образования в условиях трилингвальной среды ДОО
Малахова Г.И. Лев Семёнович Выготский (1896-1934)
Мункуева М.М. Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОО как фактор эффективного введения ФГОС ДО