На протяжении двух недель до начала курсов учителя в свободное и удобное для них время работали в системе http://e.briop.ru, изучали размещенные в ней учебный материал и Интернет-ресурсы, раскрывающие особенности федеральных проектов, входящих в национальный проект "Образование", знакомились с вариантами концепций будущей школы, с "Проекторией" как профессиональной траекторией учащихся, обратили особое внимание на создание образовательной среды "умной" школы, "умных" средств, словом, всех "умных" возможностей современной и будущей школы, на Инициативу ФГОС 4.0. Они самостоятельно выполняли практические задания, тесты, писали эссе. В результате этого представлены обучающимися интересные работы. К примеру, привлекло внимание эссе С. Шабагановой, учителя начальных классов МАОУ СОШ №49 г. Улан-Удэ, которая пишет: «Учитель будущего. Каков он? Никак не могла начать свое эссе. Так глубоко затронула меня эта тема! Перелопатила горы материала в интернете, в социальных сетях, в мессенджерах спрашивала, докопалась до своих детей с этим вопросом. Ложусь спать и просыпаюсь лишь с одной мыслью. Каков он? Материала в интернете очень много. Просто забиваешь в строку и видишь сколько разных мнений! Но всех объединяет одно. Как-то очень всё громко и высокопарно. Учитель будущего должен быть организатором деятельности на уроке, мастером своего дела, исследователем, помощником, советчиком и союзником, личностью и т.д., и т.п. Я могла всё это скачать, отредактировать и задание выполнено, готово! Но… не стала. Я работаю в школе больше 20 лет, мои родители работали учителями и мне есть что сказать…». Далее она продолжает, каким должен быть учитель будущего с ее точки зрения. Обучающиеся во время самостоятельной работы также знакомились с Топ 10 инновационными технологиями, с мнением детей о школе будущего, в которой они хотят: вдохновляющего их пространства, персонализации обучения, командной работы, освоения техники обучения soft skills, обучения в условиях мультизадачности, обучения предметам, развивающим эмоциональный интеллект и т.д.
С 15 июня начались занятия на платформе Zoom, где обсуждались в интерактивной форме темы: «Проектная деятельность. С чего начать?» (Л. Халудорова, доцент КГД), «Проектная деятельность. Почему пишем? Как выиграть?» (И. Цыренова, консультант по продвижению муниципальных проектов МКУ «Закаменское РУО»), «О проектной деятельности в Кванториуме» (Е. Таряшинова, старший преподаватель ЦРПО, методист Кванториума), «Креативное мышление и проектирование»» (Т. Гармаева, доцент КПиПД), «Из опыта участия в инновационном проекте (конкурсе) «Учитель будущего» (О. Петрова, учитель русского языка и литературы Тарбагатайской СОШ), «Организация проектной деятельности учащихся на уроках» (М. Медведева, учитель физики СОШ № 49 г. Улан-Удэ), (О. Алагуева, учитель русского языка СОШ №49 Улан-Удэ). Им было задано множество вопросов. Здесь еще нужно отметить, что школа №49 является базовой площадкой наших курсов, организатором всех совместных курсовых событий является Г. Бочеева, заместитель директора по научной работе.
В процессе обучения каждый попытался наметить основные шаги проектирования: формулировку проблемы, идей для их решения, цели, задач, мероприятий, ресурсов, рисков. Эти наработки также были загружены в системе http://e.briop.ru. Кроме этого, желающие выступили со своими проектами, они затрагивали самые животрепещущие проблемы, которые сегодня возникают в образовательном пространстве. Это междисциплинарный проект «Выбор -2021», выполненный учителями французского, немецкого языков, музыки Гимназии №14 г. Улан-Удэ (Н. Жаркова, Г. Тимофеева, Т. Сандабкина). Он был посвящен тому, как помочь ученику правильно выбрать второй иностранный. Т. Сандабкина представила еще один проект «Маршрут профессий. В ритме со своим сердцем». Он особо актуален для учителей, которые будут работать в профильном классе. С проектом «Путь к олимпу» о работе с одаренными детьми на основе привлечения дополнительного образования детей выступила учитель иностранного языка школы №31 г.Улан-Удэ Е. Бельская. Заслуживает внимания проект «Электронное пособие как элемент образовательной системы Школы будущего», созданный В. Дамбаевой, учителем математики школы №25 г. Улан-Удэ. Она систематизировала огромный материал, который был собран за последние три года, и сейчас она оформила его как проект по подготовке учащихся 5-7 классов к ВПР по математике. Проект «Природа – капитал будущего» презентовала команда Кыренской школы Тункинского района: Т. Якшеева, учитель истории, Ц. Моисеева, учитель географии, М. Сотникова, учитель истории, Н. Сыбикова, учитель технологии, З. Батлаева, учитель английского языка. Внутри этого проекта представлены подпроекты: «Здоровье – образ жизни», «Зеленая экономика», «Многоликая культура», «Диалог с природой». Успешная разработка и реализация этого проекта возможны, если в образовательно-воспитательную деятельность школы внедрить идеи устойчивого развития. Впереди предстоит им еще большая работа над его совершенствованием.
На данных курсах обучились учителя из городских и сельских школ, гимназий и лицеев. Состоялся живой и познавательный, полезный и неравнодушный разговор между учителями – профессионалами. Опыт, которым они делились, стал бесценным, поскольку это были учителя разных предметов, не было узкой предметной направленности во всем содержании. Здесь невольно вспоминается призыв В.И. Вернадского «специализироваться не по наукам, а по проблемам».
Учителя еще раз убедились в том, что и на дистанте можно активно сотрудничать, создали в мессенджере группу «Учитель будущего». Они выразили готовность меняться и менять мир вокруг себя. Это не красивые слова, а их осознанное решение. Во всем этом, безусловно, поможет умение проектировать. Таким образом, все были единодушны во мнении, что школа будущего есть школа проектов.
Л. Халудорова, доцент КГД, руководитель курсов.
http://briop.ru/index.php/nauka-i-innovatsii/proekty/9-obrazovanie/news/2251-kpk-school-buduchego#sigFreeId5f3ff42ed8