11 апреля 2019 года на базе ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» состоялось заседание Регионального учебно-методического объединения Республики Бурятия, в котором приняли участие более 30 человек – представителей Министерства образования и науки Республики Бурятия, Института и методистов управления образования из районов республики.
С приветственным словом выступил Цыренов Владимир Цыбикжапович, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.п.н, заместитель председателя РУМО. Он подробно остановился на ситуации в сфере образования Республики Бурятия, особо подчеркнув необходимость восстановления методической службы, поскольку повышение качества образования невозможно без учителя.
По первому вопросу «Обсуждение примерной дополнительной образовательной программы «Школьное лесничество»» выступили:
Санжитова О.Г., ведущий специалист-эксперт отдела воспитания и дополнительного образования МОиН РБ, которая доложила о плане мероприятий «Развитие школьных лесничеств в Республике Бурятия на 2018 – 2017 гг.» и о создании рабочей группы для координации деятельности движения школьных лесничеств, которой было поручено разработать общеобразовательную программу дополнительного образования школьного лесничества.
Пухов Д.В. - преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ «БЛПК», подробно раскрыл содержание Программы «Школьное лесничество», которая разработана для детей 10 – 14 лет, срок реализации 4 года. В программе представлены учебно-тематические планы на 4 года обучения, разработанные совместно со специалистами ГБУ ДО «РЭБЦУ МОиН РБ». Особо омечена практико-ориентированная направленность программы.
Баторова Т.П. – рук. методического отдела ГБПОУ «БЛПК», внутренний рецензент, обратила внимание присутствующих на то, что Программа «Школьное лесничество» составлена на основе требований к разработке дополнительных образовательных программ. Учебно-тематические планы по годам обучения содержат темы из курсов «Окружающий мир», «Ботаника», «Биология», «География», а также специальные темы с направленностью производственной деятельности лесохозяйственного учреждения и мероприятий природоохранного направления.
Манданова Е.С. – доцент ЦВиДО, к.п.н., обозначила задачу «БРИОП», которая заключалась в научно-методическом обеспечении при разработке Программы, кроме того, Институту предстоит работа по созданию нормативно-правовой базы для реализации данной программы. При составлении Программы были учтены требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования, отражены личностные, метапредметные, предметные результаты.
Рецензент: Алтаев А.А. – зав. кафедрой лесоводства и лесоустройства ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова», доцент, к.б.н., подчеркнул важность экологического воспитания школьников, актуальность и своевременность программы. Отметил, что Программа сочетает учебно-познавательную, эколого-биологическую и учебно-исследовательскую направленность, материалы соответствуют специфике дополнительного образования детей, способствуют развитию учебно-аналитических умений, профессиональному самоопределению, расширяет знания школьников о лесе и лесном хозяйстве, прививает им интерес к биологическим наукам и лесной экологии.
Рецензентом было предложено рекомендовать данную Программу к использованию в образовательной внеурочной деятельности образовательных учреждений.
Хабаркова С.А. – член президиума Координационного совета Национальной Родительской ассоциации, высказала пожелание о том, что необходимо привлекать всех детей к участию в экологических акциях по высадке деревьев в парках и скверах, однако, как отметила представитель родительской общественности, «нельзя допускать, чтобы саженцы после акций оставались без ухода и гибли».
Обсуждение проекта «Кодекс Ученика» началось с выступления Гумпыловой В.В. – специалиста отдела воспитания и дополнительного образования МОиН РБ, которая обратила внимание на то, что впервые данный вопрос был поставлен еще в 2017 году, и должен был пройти широкое обсуждение в социальных сетях и на образовательных площадках различного уровня. Однако подход оказался формальным. Поэтому в 2019 году данный вопрос вновь был предложен для широкого обсуждения, поскольку существует необходимость внедрения и осознанного использования Кодекса «Ученика» в образовательных организациях РБ.
Манданова Е.С. рассказала, что ранняя версия документа носила «призывной», декларативный характер, не все учащиеся знали его содержание. Предлагаемый вариант был разработан и структурирован по разделам, в нем учтены предложения и дополнения школьников касательно их прав и обязанностей. Он включает в себя бурятские афоризмы, которые призывают учиться. Проект проработан содержательно, поэтому предлагается рекомендовать его к утверждению.
Хабаркова С.А. – член президиума Координационного совета Национальной Родительской ассоциации, подчеркнула, что проект Кодекса «Ученика» прошел обсуждение на многих площадках с участием школьников, в том числе и в социальных сетях. Обсуждение его положений показало, что данный проект поддерживается школьниками, методы популяризации достаточны. Было предложено рекомендовать к проект утверждению.
О конкурсе «Учитель года -2019» рассказала Цыдыпова Е. С. – председатель клуба «Учитель года Бурятии», отметив, что в 2019 году будут принимать участие учителя из всех районов республики и обратила внимание на изменения в процедуре конкурсных испытаний.
О проектах ФЦПРО информацию предоставила Павлуцкая Н.М. – проректор по НИД ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.п.н., которая обратила внимание на часто встречающиеся ошибки при заполнении конкурсных документов, а также на то, что описание проекта должно опираться на имеющиеся в школах наработки, а не придумываться «на ходу», только такой подход позволит повысить качество заявок.
О конкурсе «Лучший учитель -2019» доложила Гармажапова Л. А.- к.фил.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП», она дала подробный анализ ошибок конкурсантов прошлых лет, отметила изменения в критериях, которые произошли в 2019 году.
По вопросу «Новая система аттестации учителей» выступила Дугаржапова Л.В. - начальник отдела аттестации и развития профессиональных квалификаций ГАУ ДПО РБ «БРИОП», рассказав о предпосылках введения НСУР, изменениях в процедуре аттестации, а также о том, что педагоги Бурятии вступят в апробацию новой модели в 2020 году.
Закончилось заседание РУМО единогласным принятием решения рекомендовать к утверждению примерную дополнительную образовательную программу «Школьное лесничество», а также «Кодекс Ученика», информацию по остальным вопросам принять к сведению.