Республиканский конкурс по истории и культуре семейских Забайкалья


Современное образование находится в состоянии интенсивного развития и, вместе с тем, пристального внимания со стороны социума, педагогической и родительской общественности. Одна из составляющих инновационной деятельности организаций  общего и дополнительного образования детей - реализация этнокультурного воспитания. Данное направление призвано отражать национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации, и предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей и культурой своего народа. Одним из уникальных пластов традиционной русской культуры является субкультура русских старообрядцев.
В этой связи внедрение в образовательный процесс организаций общего и дополнительного образования этнокультурного воспитания по истории и культуре семейских способно удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов.
 Проблема этнокультурного образования являлась предметом изучения таких исследователей, как В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Т.А. Костюкова, И.А. Закирова, Л.А. Волович, Г.Н. Волков, А.С. Каргин, где этнокультурное воспитание рассматривается как способ овладения культурой своего народа во взаимодействии с представителями других национальностей. В работах Н.А.Бондаревой, Е.Ю. Волчегорской, Н.А. Хренова, Г.М. Науменко, И.П.Сахарова, М.Д. Маханевой, О.А. Абрамовой освещена эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность средств национальной культуры. В работах Асмолова А. Г., Копыловой О.Е., Краевского В.В., Выготского Л. С., Малковой И. Ю., Прозументовой Г.Н. раскрыта эффективность использования проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе. На сегодняшний день имеется ряд исследований, рассматривающих проблему реализации этнокультурного воспитания: как критическую переработку накопленного до сегодняшнего дня опыта в области национального воспитания и образования, направленного на выявление методологической базы, являющейся исходной в интернациональном и патриотическом воспитании (Карабышева Р.Б., Лисовенко Г.В.); как механизм этнокультурной идентификации личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде (Ардашев А.Н.); как средство эстетического воспитания школьников (Остапчук О.Ю.); как системообразующий фактор социального пространства села (Карданова М.М.).
Культуре старообрядцев посвящены диссертации С.В. Васильевой, С.В. Бураевой, Н.Н. Жуковой, A.M. Леонова, О.А. Новиковой, Е.В. Петровой, Р.П. Потаниной и Т.Г. Федоренко. Ценные сведения по истории и культуре старообрядческих диаспор содержатся в исследованиях Ф.Ф. Болонева.  Однако целостного анализа культуры и истории старообрядцев во взаимосвязи с проблемами ее сохранения и развития в образовательных организациях общего и дополнительного образования в этих исследованиях не проводилось, особенности этнокультурного образования детей еще не были предметом специального исследования. Кроме того, анализ современного состояния этнокультурного образования детей по истории и культуре семейских (Петров В.Л., Петрова Е.В.) позволяет говорить о его недостаточном дидактико-методическом обеспечении.
Активизация целенаправленной и систематической работы по истории и культуре семейских необходима на всех ступенях обучения от дошкольного и до уровня СПО. В связи с осознанием потребности развития научно-методического обеспечения и сопровождения процессов модернизации региональной системы образования, совершенствования профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений был инициирован Конкурс учебно-методических материалов по истории и культуре семейских среди образовательных организаций республики Бурятия.
 С 1 июля по 1 октября 2015 года проходил республиканский Конкурс учебно-методических материалов  по истории и культуре семейских, организованный ГАУ ДПО РБ «БРИОП» совместно с МУ «Бичурское РУО» и Региональной общественной организацией «Общество культуры семейских». Цель Конкурса  - обобщение и обмен опытом между педагогами образовательных организаций Республики Бурятия. Конкурс проводился в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со времени прибытия первых старообрядцев-переселенцев в Бурятию. По итогам Конкурса будет издано методическое пособие по истории и культуре семейских.
Экспертная группа сотрудников ГАУ ДПО РБ «БРИОП» рассмотрела работы педагогов основного и дополнительного образования детей, представленные для участия в республиканском конкурсе, посвященном истории и культуре семейских Забайкалья. Всего было представлено 15 работ. Все работы были распределены в две группы по сфере разработки и применения: для реализации на ступенях основного образования и для дополнительного образования детей. Первая группа включает 10 работ, во вторую группу вошли 5 работы.
В каждой группе работы были разделены по видам (жанрам) педагогических продуктов: или образовательная программа, или образовательный проект.
Экспертиза конкурсных материалов проводилась по следующим критериям:
 - актуальность работы;       
 - научная значимость;
 - методическая значимость;
 - практическое значение работы;
 - доступность и логичность изложения;
 - соответствие ФГОС.

Количество баллов по критерию определялось по шкале от 0 до 2 баллов.
Суммарное максимальное количество баллов (по оценке экспертов) колеблется в регистре от 8 до 11 баллов; минимальное количество баллов составляет от 0 до 3 баллов.
Коллегиальное обсуждение и анализ конкурсных работ позволил определить работы, достойные поддержки и поощрения:
1. Хоринская СОШ №2. Программа творческой студии «Город мастеров». Автор программы: Глазкова О.И.
2. МБОУ «Верхнежиримская СОШ». Образовательная программа «Мой край». Автор программы: Котляревская E.Л.
3. Образовательная парциальная программа музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста «Бичурские мотивы». Автор программы: Петрова Т.А.
4. ДОД «Бичурский дом детского творчества». Образовательные программы дополнительного образования детей «Калиточка» (экспериментальная школа гармонистов) и «Васильки» (музыкальный фольклорный ансамбль). Автор программ: Утенков А.С.
5. МБОУ ДОД «Заиграевский ЦДЮТ». Образовательно-воспитательная программа дополнительного образования детей «Народное декоративно-прикладное искусство». Автор программы: Заиграева Е.Г.
6. Большекуналейский СОШ. Проект «Дорогами предков». Автор проекта: Сучкова Н.И.

Дальнейшему развитию региональной системы образования в области научно-методической поддержки программ этнокультурного образования по истории и культуре семейских способствует решение следующих проблем:
    качественное обновление программ общего и дополнительного образования по истории и культуре семейских;
    необходимость организации межпредметных олимпиад, внутриведомственного взаимодействия по истории и культуре семейских;
    механизм координации научно-педагогического сопровождения программ по истории и культуре семейских (мониторинг, разработка индивидуальных образовательных траекторий) в образовательной организации;
    усиление форм научно-исследовательской работы с мотивированными детьми и подростками всех уровней (от дошкольного до уровня СПО) по истории и культуре семейских.