21 февраля 2017 года состоялась работа республиканского семинара – совещания «Создание условий для обеспечения поддержки детской инициативы в различных видах деятельности».
В работе семинара-совещания приняли участие Татьяна Елистратова, начальник отдела дошкольного и общего образования МОиН РБ; Людмила Боросгоева, консультант МОиН РБ; Эржена Цыбикова, проректор по образовательной и научной деятельности ГАУ ДПО РБ «БРИОП»; Дарима Батуева, генеральный директор компании «Учснаб»; Вячеслав Островский, руководитель дошкольного направления компании «Светоч» г. Самара; Анна Бердина, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №153» г. Самара; Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования ГАУ ДПО РБ «БРИОП»; специалисты и методисты районных и городских управлений образованием; руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций Республики Бурятия.
Актуальность обсуждаемого вопроса очевидна, т.к. дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования целого комплекса базовых социально-значимых качеств личности, к числу которых относится инициативность. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, и ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, и особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Формированию инициативности уделяется особое внимание в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где на первое место выдвигается полноценное проживание ребенком дошкольного детства, при котором он становится субъектом образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и как средство развития личности ребенка, и как цель. Инициатива дошкольников должна поддерживается в различных видах культурных практик – разнообразных, инициируемых взрослым или самим ребенком. В стандарте образования детей дошкольного возраста проблема поддержки детской инициативы является и принципом, и задачей, и целевым ориентиром, т.е. целью, содержанием и ожидаемым результатом. Педагогам дошкольного образования необходимо владеть профессиональными компетенциями, позволяющими создавать успешные социальные ситуации развития детей, где в условиях их создания также обозначена необходимость поддержки детских инициатив.
Работа семинара началась с наблюдений за взаимодействием воспитателей и детей в процессе образовательной деятельности в группах на базе дошкольных учреждений г. Улан-Удэ: №13 «Неделька», №29 «Искорка», №35 «Алые паруса», №56 «Теремок», №59 «Золотой ключик», №70 «Солнышко», №86 «Аюна», №96 «Калинка». Участникам семинара были предложены оценочные листы с целью сохранения единых ориентиров во время наблюдений в группах детей на предмет создания условий для обеспечения поддержки детской инициативы детей в различных видах деятельности и смещения акцента с умения педагогом провести запланированную образовательную деятельность на умение учитывать инициативу и самостоятельную активность ребенка. Приоритетами оценки стала готовность педагога осуществлять образовательную деятельность с учетом детской инициативы и предоставление возможностей для детей действовать активно, инициативно. Достоинством оценочных листов является сформированный набор поведенческих проявлений (индикаторов), по которым можно определить, присутствует или отсутствует данный показатель в образовательной деятельности.
На вечернем пленарном заседании была проведена рефлексия деятельности на площадках, по отзывам экспертов, модераторов и участников семинара можно сделать вывод о том, что поддержка инициатив и развитие инициативности, как качества личности ребенка, является довольно сложной проблемой, на решение которой направлен разработанный проект дорожной карты. В проекте дорожной карты отражены различные мероприятия по совершенствованию профессиональных компетентностей педагогов и педагогической компетентности родительской общественности как необходимого условия создания успешных социальных ситуаций развития детей дошкольного возраста.
Больший интерес вызвали мастерские по авторской методике «Воскобовича» Анны Бердиной и «Инженерия в детском саду» Вячеслава Островского.
Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования БРИОП