Заседание Регионального учебно-методического объединения по вопросам развития школьного филологического образования в условиях концептуальных изменений преподавания русского языка и литературы

30 марта в ГАУ ДПО РБ «БРИОП» состоялось заседание Регионального учебно-методического объединения по вопросам развития школьного филологического образования в условиях концептуальных изменений преподавания русского языка и литературы.
Работу заседания с приветственным словом открыла Галина Фомицкая, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП». Пожелав участникам плодотворной работы, она обозначила наиболее важные направления в государственной политике в сфере образования: Продолжается обсуждение Послания президента России Владимира Путина, где подчеркнуто решающее значение профессионального роста учителя для будущего российской школы. Министерством образования и науки РФ разработаны предложения об изменении измерения уровня профессионального педагогического роста учителей. Предложены три уровня педагогической профессии: учитель, старший учитель, главный учитель. Области дифференциации уровней заключаются в следующем: учитель реализовывает образовательную программу, старший учитель разрабатывает и реализовывает образовательную программу, главный учитель управляет процессом разработки и реализации образовательной политики. Также предполагается введение трех квалификационных категорий – первой, второй и высшей, что определяют изменения в процедурах прохождения аттестации педагогических работников. Необходимо учитывать то, что те формы аттестации, что применяются в настоящее время, регулируются законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», и чтобы что-то изменить, необходимо вносить изменения в законодательство. Далее выступила Светлана Андреевская, начальник отдела дошкольного и общего образования МОиН РБ. После приветственного слова, она отметила, что большое внимание, которое уделяется русскому языку и литературе не является удивительным, т.к. преподавание большей части школьных предметов в образовательных учреждениях Российской Федерации ведется на русском языке. Итоговая аттестация также проводится на русском языке. Соответственно от качества преподавания русского языка зависит общая грамотность человека. Лариса Гармажапова, к.ф.н., доцент кафедры развития образовательных систем ГАУ ДПО РБ «БРИОП, и Инна Костина, к.ф.н., доцент ЦМСПРОО ГАУ ДПО РБ «БРИОП», выступили с докладом на тему «Сравнительный анализ Концепции школьного филологического образования и Концепции преподавания русского языка и литературы», в котором подробно были рассмотрены особенности указанных концепций, их различия и общие черты. При наличии всех выделенных характеристик, которые отличают две Концепции, необходимо признать, что путь согласования единых подходов и консолидации усилий ученых, педагогов-филологов будет более эффективным для воспитания читающего, мыслящего, творческого гражданина России. Лариса Гармажапова и Инна Костина продолжили свое выступление докладом «Анализ УМК по предметам «Русский язык» и «Литература» в аспекте соответствия требованиям ФГОС», в котором подробно были разобраны различные УМК. Выбор учебно-методического комплекта требует от педагога глубокого знания содержания предмета, структурно-методических особенностей того или иного УМК, умения ориентироваться в нормативных документах, отражающих основные направления государственной политики в сфере образования. После проведения анализа были сделаны следующие выводы:
- учебники по русскому языку, используемые в ОО региона, соответствуют Федеральному перечню учебников на текущий год;
- УМК, используемые учителями русского языка в ОО города, включают в себя единый авторский комплект программы и учебников;
- ведется апробирование новых УМК в преддверии освоения новых ФГОС.
Татьяна Бреславская, начальник отдела оценки качества образования ГБУ «РЦОИ и ОКО», в своем докладе «Анализ «проблемных зон» в преподавании русского языка (по результатам пробных ВПР в 4 классах в 2016 г.)» представила информацию о результатах ВПР по русскому языку в Республике Бурятия. Она отметила, что участники апробации ВПР по русскому языку в РБ продемонстрировали хороший уровень освоения базовых учебно-языковых опознавательных умений: умение писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания, проверять предложенный текст, находить и исправлять пунктуационные ошибки (средний процент выполнения по региону 76%), характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие (средний процент выполнения по региону 72%), умение распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи (средний процент выполнения по региону 66%).
Результаты проведенного анализа указывают на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учитель должен иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и, исходя из него, ставить ученику цель, которую он может достичь. По результатам анализа проверочных работ ОО необходимо разработать систему мер по повышению качества обучения в 4-х классах и подготовке к ВПР в мае 2016 г.
Также докладчик отметила, что начальное образование в системе школьного образования является важным фундаментом, на основе которого будут строиться не только все будущие знания, но и успехи, и достижения ребенка. Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания учебных предметов, определения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Ольга Трунева, руководитель библиотечно-ресурсного центра ГАУ ДПО РБ «БРИОП» выступила с докладом «Проблемы библиотечно-информационного обслуживания в образовательной среде школы». Основной проблемой школьных библиотек является то, что фонды школьных библиотек не пополняются с 90-х годов (25 лет). Школьные библиотеки только частично могут удовлетворить читательские пристрастия учащихся: в их фондах имеются программные произведения и энциклопедии различной тематики. К сожалению, произведения современных авторов, приключенческая литература, фэнтэзи, отраслевая литература не поступает уже много лет в фонды школьных библиотек.
Требование ФГОС предполагает информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета). Проблема создания и введения электронных каталогов в школах республики комплексно не решается уже в течение пяти лет. Культурологическое значение библиотечной работы состоит не только в предоставлении информации, сколько в сознательном отборе информации. Объем информации как мера информационной агрессивности особенно очевидна в условиях появления сверхбольших объемов информации и проблемы манипулирования сознанием людей. При этом человек не обладает возможностью проверить подлинность информации.
Библиотекарей в школах сокращают, фонды (на 70% устарели) не соответствуют требованиям нового образовательного стандарта, запросам учащихся; доступ к Интернет-ресурсам в большинстве библиотек отсутствует; материально-техническая база слаба; говорить о комфортных и эстетически-привлекательных помещениях для учащихся пока ещё рано. Эффективность библиотеки как социального института определяется не только качеством библиотечного фонда, но и библиотечными кадрами
Процесс модернизации школьных библиотек является очень важным, актуальным и во многом зависит не от политики государства, а от решений на местах, от концепции развития образовательного учреждения и от понимания важности школьной библиотеки в образовательном пространстве школы.
Ольга Кургузова, главный специалист Отдела ЛГА Минобрнауки РБ, представила всеобщему вниманию подпрограмму «Развитие филологического образования в Бурятии». Цель программы – создание условий для сохранения, изучения и развития русского языка, языков народов, проживающих на территории РБ, иностранных языков.
В результате реализации подпрограммы будут созданы условия для функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, в том числе особое внимание будет уделено детям с академическими трудностями в изучении предмета, а также детям, для которых русский язык не является языком внутрисемейного общения. Получат целевую поддержку международные проекты, связанные с продвижением русского языка и образования на русском языке в России и Китае. В качестве эффекта ожидается популяризация русского языка среди детей-иностранцев. Мероприятия будут сопровождаться СМИ (телепередачи, публикации в газетах, Интернет-сайтах).
Основная организационная работа будет сконцентрирована в Бурятском республиканском институте образовательной политики (БРИОП), где будет создана республиканская стажировочная площадка по реализации программы. В сотрудничестве с ней будут осуществлять свою деятельность школьные стажировочные площадки.
На сайте БРИОП будет выделен раздел для освещения работы по реализации подпрограммы, работы РСП и стажировочных площадок по всем направлениям. Повысится квалификация учителей. В частности, будет организована целевая подготовка учителя русского языка, не имеющие квалификационной категории (273 чел.), по вопросам повышения качества общего образования. Подготовку на стажировочных площадках пройдут 1330 педагогов из других субъектов.
Впервые особое внимание будет уделено школьным библиотекам. Доля библиотек, где рабочее место библиотекаря будет оснащено компьютером с устройством для сканирования, печати и копирования документов, составит не менее 95%. На условиях софинансирования будет осуществлено подключение рабочих мест библиотекарей к сети «Интернет». Более 300 библиотекарей будут обучены по вопросам использования электронных библиотечных сред, которые затем обучат школьников. Таким образом, будет обеспечено создание в школах информационно-образовательной среды, выравниванию доступа детей к современным библиотечным услугам.
Рассмотрение подпрограммы «Развитие филологического образования в Бурятии» вызвало большой интерес со стороны участников заседания. Указывалось, что к его разработке необходимо привлекать ученых и учителей-практиков. Было решено, в течение десяти дней внести предложения по дополнению и доработке программы и отправить на экспертизу членам РУМО.