Научно-практическая конференция «Оценка качества образования: от проектирования к практике»

15 марта 2016 года на базе ГАУ ДПО РБ «БРИОП» прошла научно-практическая конференция «Оценка качества образования: от проектирования к практике» организованная МОиН РБ, ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики».
В начале работы конференции всеобщему вниманию был представлен фильм об истории развития ЕГЭ в Республике Бурятия. Работу конференции приветственным словом открыл Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия, отметив, что на сегодняшний день по уровню оснащённости РЦОИ ЕГЭ и ОКО не уступает современным институтам. Задача, которая сегодня стоит перед РЦОИ ЕГЭ и ОКО - это появление в ближайшее время института оценки качества образования, что является велением времени, необходимостью. Задача, которая стоит сейчас перед министерством в области обеспечения качества образования - это создание образовательных комплексов и округов, которые будут вести ребенка с рождения и до получения профессионального образования, обеспечивая системное сопровождение. Это позволит выявить «опасные отрезки» на всем протяжении образовательного процесса, отслеживать и оценивать развитие ребенка на всех уровнях образования.
Ирина Очирова, заместитель председателя региональной общественной организации «Союз попечителей Республики Бурятия» в своем выступлении обратила внимание на то, что нужно отходить от одномерных измерительных инструментов и переходить к многоступенчатым, включая в процедуры оценки качества образования общественные институты. В связи с этим Союз попечителей РБ совместно с Региональным центром оценки качества образования наметили ряд проектов для обеспечения открытости и прозрачности оценки качества образования, которые будут реализованы в ближайшем будущем.
Джамиля Чимитова, д.и.н., профессор, директор ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» в выступлении подчеркнула, что на сегодняшний день качество образования, это не оценка, выставленная в аттестате, это то, что в голове ребенка – его компетенции, умение действовать. Главная задача на сегодня - грамотно выстроить концепцию развития образования, предоставить ребенку весь тот широкий спектр возможностей, благодаря которому он сможет выстроить свою образовательную траекторию. Отмечено, что оценка качества образования всегда будет оставаться самой актуальной, востребованной услугой и пожелала участникам конференции плодотворной проблемы.
С докладом «Интерпретация результатов ЕГЭ, ГИА как инструмент управления качеством образования» выступила Галина Фомицкая, д.п.н, ректор ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики». В докладе отмечено, что внешняя оценка качества общего образования позволяет потребителям получать достоверную информацию о результатах функционирования образовательной системы в контексте их собственных представлений о качестве результатов.
В ходе региональных мониторинговых исследований качества образования выявлены:
- Проблема качества образовательных результатов;
- Проблема использования результатов оценочных процедур;
- Проблема методических дефицитов педагогов при введении ФГОС ООО.
В выступлении подчеркнула, что мониторинг должен работать на качество образования. На это должен работать и муниципалитет, и система повышения квалификации, и школа. А своевременное и грамотное использование результатов оценочных процедур в рамках управления качеством является эффективным способом повышения качества образования.
В докладе были определены основные направления деятельности БРИОП по обеспечению качества образования:
• методическая помощь учителям, школам по введению ФГОС на всех уровнях;
• организация квалифицированной методической помощи учителям по выявленным проблемам;
• создание открытого банка методических приемов, направленных на реализацию ФГОС;
• разработка и реализация системы мероприятий, направленных на формирование УУД;
• организация стажировочных и базовых площадок, консультативных центров по вопросам реализации ФГОС;
• осуществление мониторинга развития педагогических компетенций.
В заключении были определены новые направления в системе оценивания:
1) Переход от оценки - инструмента контроля к оценке - инструменту управления качеством образования;
2) Переход от констатирующей оценки к формирующей (критериальной), программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
3) Переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом.
С докладом «Совершенствование механизмов проведения ЕГЭ в 2016 г.» выступил Валерий Поздняков, Председатель комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Бурятия, отметив, что больших изменений в рамках процедуры порядка проведения ЕГЭ в 2016 г. не предвидится. Тем не менее, есть некоторые изменения:
- Отказ от части с выбором ответов (история, обществознание, география, информатика и ИКТ);
- Увеличение доли аудиторий с видеонаблюдением в режиме онлайн (+10%);
- Увеличение доли ППЭ с печатью КИМ в аудиториях;
- Использование технологии сканирования экзаменационных материалов в ППЭ в день проведения экзаменов;
- Усиление работы по подготовке кадров ППЭ, экспертов предметных комиссий и иных лиц, задействованных в проведении ЕГЭ;
- Мониторинг работы РЦОИ.
Докладчик в своем выступлении обозначил перспективы развития ГИА 2018-2019 гг.:
• Переход на «технологичный» ППЭ;
• Передача КИМ по сети Интернет;
• Новая архитектура ФИС ГИА.
Валентина Халтанова, к.ф-м.н., доцент кафедры общей физики ФГБОУ ВПО "Бурятский государственный университет"- первый директор РЦОИ ЕГЭ свое выступление посвятила истории создания РЦОИ ЕГЭ в Республике Бурятия. Рассказала о первых этапах созданиях РЦОИ ЕГЭ, о первом составе, о первых председателях предметных комиссий. Сотрудники РЦОИ ЕГЭ Республики Бурятия, совместно с председателями предметных комиссий, разрабатывали и публиковали учебно-методические пособия по всем предметам для подготовки к ЕГЭ; проводили обучающие семинары для учителей и школьников в районах республики и в г. Улан-Удэ, обеспечивая, во многом штатный режим реализации ЕГЭ.
Татьяна Митрофанова, директор МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ выступила с докладом «Школьная система оценки качества образования в рамках ФГОС: опыт, проблемы и перспективы». Отмечено, что на сегодняшний день существует несколько проблем в данном направлении:
- Отсутствие общих подходов к системе оценки качества в России;
- Кадровые проблемы;
- Проблемы оценки в электронной среде.
Выделен целый перечень условий для внедрения новой системы оценки качества в школе:
• Разработка Положения о школьной системе оценки качества;
• Определение в учреждении системы оценки новых образовательных результатов доступной и понятной педагогам, ученикам, родителям;
• Закрепление в учебном плане доли внеурочных форм учебной деятельности;
• Создание условий для реализации этих форм (нелинейное расписание, помещения, оборудование и другое);
• Овладение технологиями внеурочной деятельности (проектные задачи, образовательные события, межпредметные недели, межвозрастные события и другие);
• Обучение педагогов технологиям контрольно-оценочной деятельности (формирующего оценивания, оценке универсальных достижений, оценка эффективности деятельности педагогов);
• Вовлечение в экспертизу педагогов, старшеклассников, родительскую общественность.
Эльвира Раднаева, к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии ЮФ ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» в своем вступлении обозначила основные коррупционные риски при проведении процедур оценки качества образования. Отметила, что по оценкам многих экспертов, в частности и общественных организаций, коррупция в сфере образования возросла геометрически после внедрения ЕГЭ.
Сергей Занадков, учитель Улан-Баторского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» свое выступление посвятил внешней и внутренней системе оценки качества в образовательных организациях Монголии, работающих по российским образовательным стандартам. В докладе был проведен анализ содержания экзаменационных работ по русскому языку, сравнительный анализ результатов сдачи ЕГЭ по русскому языку и монгольского итогового экзамена по русскому языку как иностранному, монгольскими учениками, обучающимися в русскоязычных школах.
В продолжении работы конференции состоялась работа в секциях по направлениям:
- Внешние и внутренние системы оценки качества образования: опыт, проблемы и перспективы;
- информационные технологии в управлении качеством образования;
- особенности измерения и оценивания компетенций в специальном и инклюзивном образовании.
Работу секции открыла Светлана Андреевская, проректор по ООД ГАУ ДПО РБ БРИОП с докладом «Эффекты реализации ФЦПРО по расширению участия ГОУО в оценке качества образования», в котором были раскрыты основные подходы и направления участия органов государственно-общественного управления образованием в оценочных процедурах. Замечено, что самому обществу, органам исполнительной власти необходимо еще преодолеть то недоверие, которые существует к результатам деятельности органов ГОУО в области оценки качества образования; разработать действенные механизмы включения в образовательную систему органов ГОУО; разработать правовые механизмы обеспечения баланса прав и ответственности общественных структур управления и др.
Далее выступила Маргарита Гаськова, учитель Усть-Баргузинской СОШ им. К.М. Шелковникова Баргузинского района РБ с докладом «Образовательная среда как фактор повышения качества образования». Образовательная среда - это социально - педагогическая система, которая позволяет каждому учащемуся развиваться в соответствии со своими способностями и возможностями, проявлять свои индивидуальные особенности и способствует его самореализации и социальной адаптации. Проведя мониторинг в период 2013-2016 г., был сделан вывод о том, что образовательная среда является важным фактором обучения учащихся и формирования личности.
Эржена Ендонова, ЗД по УВР Кижингинского лицея им. В,С. Мункина в своем докладе «Школьная система оценки качества образования (на примере МБОУ «Кижингинский лицей им. В.С. Мункина» раскрыла основные этапы, цели создания школьного центра оценки качества образования:
- получение достоверной информации о качестве образования;
- системный анализ полученной информации;
- повышение уровня информированности.
Полученные результаты позволяют корректировать образовательную деятельность с учетом потребностей учащихся. Кроме того, в докладе указывалась важность сохранение связи между учащимися, их родителями, педагогами, сохранение позитивного настроя, который более благотворно сказывается на учебном процессе.
Лидия Сультимова, ЗД ПО УВР Усть – Оротской СОШ Кижингинского района выступила с докладом «Формирующее оценивание в ходе реализации школьного проекта «Наш дом» (организация внеурочной деятельности). Внутренняя и внешняя оценка качества образования в РВО малокомплектной школы». В докладе представлены результаты эксперимента по введению разновозрастного обучения в сельской малокомплектной школе. Так же указывалось, что уменьшение численности обучающихся привело к значительному падению качества образования.
Отмечено, что подобный эксперимент может стать одним из средств спасения малокомплектных школ от исчезновения.
Саяна Цыденжапова, ЗД по УВР Могсохонской СОШ им. Ц-Д. Ж. Дамдинжапова в своем выступлении «Управление качеством образования в образовательной организации на основе информационных технологий (на примере МБОУ «Могсохонская СОШ, Кижингинского района РБ)» опровергла утверждение, что сельские школы застряли в XX веке, и указала, что сельские школы занимают особое место в системе образования. В сельских школах учителя знают особенности каждого ребенка, что позволяет находить индивидуальный подход к каждому.
Батор Цыренжапов, начальник отдела контроля качества Комитета по надзору и контролю в сфере образования МОиН РБ выступил с докладом « Промежуточная аттестация и управление качеством образования». В нем указывалось, что педагоги слишком большое внимание уделяют работе с одаренными детьми, в то время как неуспевающими детьми занимаются по остаточному принципу. Было предложено разработать положение о промежуточной аттестации, в котором будут содержаться положения о форме, сроках, содержании и ознакомить с ним детей и их родителей.
Любовь Халудорова, начальник Учебного отдела ГАУ ДПО РБ БРИОП касаясь темы качества профессиональной деятельности педагога как условия повышения качества образовательных достижений обучающихся отметила, что профессиональная деятельность педагога должна организовываться на принципах соблюдения правил взаимного уважения и доверия; формирования устойчивой мотивации обучающихся; развитие активности, инициативности, самостоятельности учащихся и т.д.