Открытый урок в школе с низкими образовательными результатами или находящейся в сложных социальных условиях

открытый урок20 декабря 2019 года в МБОУ «Хасуртайская СОШ» Хоринского района в рамках мероприятий, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Бурятия с низкими образовательными результатами, утвержденного приказом Минобрнауки Республики Бурятия от 04.03.2019 № 341 было проведено образовательное событие «Дети блокадного Ленинграда». Мероприятие было проведено победителем конкурса на присуждение премий лучшим учителям Республики Бурятия 2019 года за достижения в педагогической деятельности, учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ №32» г.Улан-Удэ Ириной Казарцевой. Образовательное событие было интегрированным, проведено совместно с учителем математики МАОУ «СОШ №32» г.Улан-Удэ Еленой Казазаевой. На нём присутствовали учителя МБОУ «Хасуртайская СОШ» и старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Ирина Цыренова.
Мероприятие было проведено для разновозрастной группы обучающихся, были вовлечены все классы старшей школы. Событие было посвящено очень актуальной теме. В преддверии 75-летия Великой Победы разговор о блокадном Ленинграде очень взволновал присутствующих, было создано мотивационное пространство для детей, показан ролик о парке цветов в Санкт-Петербурге. Образовательное событие имело деятельностный характер. Учителя использовали жизненный опыт учащихся, материал подавался не в готовом виде, а проектировался прямо на занятии. Группы детей изучали исторические документы о том времени, составляли рекомендации для чтения литературы о детях, переживших ужасы войны, решали задачи и взвешивали норму хлеба в блокадном Ленинграде. Учителями был выбран доверительный стиль общения с обучающимися, они установили коммуникативный контакт, дети быстро раскрепостились, и занятие прошло очень продуктивно. Были использованы разные приёмы интерактивного характера, исследование, проектирование, все обучающиеся были вовлечены в деятельность, всем им было интересно. Были установлены межпредметные связи, связь с жизнью. В конце обучающиеся смогли представить и оценить результаты своей деятельности, сделали эмоциональную рефлексию. Безусловно, образовательное событие достигло поставленной цели. Был вызван неподдельный интерес историческому прошлому страны, сделаны важные выводы. Дети показали, как они могут работать в команде, распределять роли, представлять результаты совей работы. Самый главный результат таких событий, конечно же, личностный, ученики пришли к важным выводам о том, что такие события, как война не должны повторяться, для этого нужно быть добрыми и внимательными по отношению друг к другу, любить родину и помнить уроки прошлого.
По окончании образовательного события было проведено совещание. На нём была сделана рефлексия по проведенному занятию, рассмотрены плюсы и минусы, были отмечены важная подготовительная работа, проведенная учителями, большой объём дополнительных материалов, привлеченных для занятия, готовность детей к продуктивной деятельности, почти стопроцентная вовлеченность. Были даны рекомендации по организации образовательных событий, по вовлечению во внеурочную работу родительской общественности, потому что нередко причиной неэффективности работы образовательной организации бывает равнодушное отношение родителей к школе. Были даны рекомендации по развитию у обучающихся коммуникативных умений, навыков устной речи. Ирина Казарцева рассказала о том, как событийная организация внеурочной деятельности помогает ей формировать в учениках важные для них качества и умения, как работает над этим вся школа, как устанавливаются межпредметные связи на таких мероприятиях и создается сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями. Учитель выразила благодарность коллективу Хасуртайской школы за помощь в организации образовательного события, за неравнодушное отношение к этому. Учителя и администрация образовательной организации задали вопросы учителям, поблагодарили за хорошо организованное и проведенное образовательное событие, выразили желание на дальнейшее взаимообогащающее общение.
После совещания гости получили возможность ознакомиться со школой, посетить спортивный зал, мастерские и самое главное – музей Хасуртайской школы. Все смогли почувствовать, что в образовательной организации работает сплоченный коллектив, учителя, любящие свою работу, свою малую родину и свою школу.

Ирина Цыренова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП»