8 февраля 2019 года, в День российской науки,
хочется процитировать А. Эйнштейна, который писал, что «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы, всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие
трудности». В этом, наверное, заключается «прелесть» науки, которая, решая один вопрос, ставит при этом десятки новых. Именно этот контекст невольно присутствовал на расширенном заседании Ученого совета ГАУ ДПО РБ «БРИОП».
Заседание Ученого совета было организовано на базе научной библиотеки Бурятского госуниверситета. Такой формат проведения в прошлом году был предложен Владимиром Цыреновым, ректором, доктором педагогических наук. Данную инициативу в этом году поддержал
весь коллектив. Не только преподаватели, но и все сотрудники Института с большим интересом приняли участие в этом научном событии, внимательно слушали сообщения ученых, задавали вопросы.
С докладом «Буддизм Бурятии в социологическом измерении»
выступил Тимур Бадмацыренов, доцент кафедры политологии и социологии БГУ, недавно защитивший докторскую диссертацию. Он поделился некоторыми соображениями о том, в каком состоянии находится социологическое исследование
буддизма в современной Бурятии, прежде всего, в разрезе социальной структуры Бурятии. Если операционализировать и ответить на вопрос, что такое буддизм, то, по его мнению, можно его рассмотреть в нескольких измерениях. Буддизм – это сложная система,
включающая в себя большое количество компонентов. Во-первых, это буддийский институт, упорядочивающий взаимодействие между людьми, которые считают себя буддистами. Буддийский институт в социологическом понимании занимает центральное место. Буддийский
институт – это более формализованный феномен, он подчиняется явным правилам.
Несколько «размытым» компонентом являются буддийские практики. Практики складываются в рамках этих институтов, в большей степени ориентируются на обычаи,
нежели на нормативные акты. Далее речь шла о статусах буддийских сообществ, о том, кто такие буддисты, каковы их позиции, что такое канонический ценностный идеал, каковы особенности трансляции буддистами своей идентичности, о транснациональном характере
буддизма и др.
Алексей Комбаев, доцент, заведующий кафедрой политологии и социологии, кандидат политических наук рассказал о результатах социологического исследования «Патриотическое воспитание граждан
Республики Бурятия» в 5 сельских территориях и 2 городских образованиях. Представляют интерес такие ответы: считают себя патриотом 43,8 % школьников, 36, 2 % студентов. На вопрос о том, что значит быть патриотом своей страны, отвечают следующим
образом: любовь к родному дому, городу, стране, национальной культуре, традициям, укладу жизни – 58,0%, национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу – 38, 4%, стремление трудиться для процветания Родины, для
того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире – 28,8% и т.д. Чувство гордости за свою страну вызывают природные богатства России, российская история, российская культура и т.д. Респонденты
называют большое количество мероприятий, которые влияют на формирование патриотизма. В наибольшей степени угрожают нашей стране, по их мнению, коррупция, усиление социального неравенства и разрыва доходов населения, международный терроризм и т.д. Интересны
данные о том, что хотят жить в другом российском городе – 17, 6% (до 20 лет), 21,9% (20-39 лет), 18,0% (40-59 лет), 21,6 (ст. 60 лет); хотят уехать жить в другую страну – 11,8 (до 20 лет), 8,7 (20-39 лет), 8,6 (40-59 лет), 6,8 (ст. 60 лет).
Были названы причины и источники таких результатов и размышлений.
Владимир Цыренов, доктор педагогических наук, ректор выступил с докладом «Суицидальное поведение детей и подростков как социально-психологическое
явление», подготовленным в рамках Гранта Российского фонда фундаментальных исследований «Межрегиональное исследование причин и региональных факторов суицидального поведения несовершеннолетних». Был представлен сравнительный анализ уровня
суицидальности в ХХ веке в России и в зарубежных странах; смертности населения от самоповреждений (самоубийств) в разных возрастных группах (2009 – 20016гг.), показана динамика частоты суицидов среди детей и подростков в России. Необходимо подчеркнуть,
что среди субъектов РФ наиболее высокая частота суицидов в Республике Бурятия, которая занимает второе место после Республики Тыва. Выявлены основные факторы суицида: предрасполагающие (неблагоприятная генетика, патологии воспитания, психические нарушения),
провоцирующие (стресс-факторы, воздействие СМИ, психологическая безграмотность). Интересны факты об особенностях детско-родительских отношений, которые влияют на это явление, требуют особого внимания коэффициенты корреляции между показателями отношения
матери, отца и негативно окрашенными эмоциональными состояниями у подростков. Были сформулированы убедительные выводы о причинах суицидов.
При подведении итогов расширенного заседания Владимир Цыренов призвал всех к тому, что нужно грамотно интерпретировать
результаты рассмотренных выше исследований. Речь идет не о формальном использовании этих результатов, а о более глубоком и творческом осмыслении их при проектировании содержания курсов повышения квалификации.
В конце заседания, в торжественной
обстановке, были вручены оригинальные подарки в честь Дня науки Тимуру Бадмацыренову, Алексею Комбаеву, выступившим на заседании, Светлане Васильевой,
директору научной библиотеки БГУ, д.и.н. за сотрудничество с БРИОП.
По итогам анализа научно-исследовательской деятельности, публикационной активности награжден Соном Содномов, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства.
Отмечены преподаватели БРИОП, отличившиеся по итогам научно-исследовательской деятельности. Это Баярма Цыретарова и Елена Базарова, доценты кафедры управления образованием, государственной и муниципальной службы, Баирма Цырендоржиева, доцент лаборатории бурятского языка и литературы, Игорь Бадиев, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства.
Получили Благодарственные письма Народного Хурала РБ Эржена Цыбикова, проректор по организации образовательной деятельности, Нина Павлуцкая, проректор по научно-инновационной деятельности за активное участие в разработке учебно-методических ресурсов по истории и культуре семейских РБ.
Остается всем пожелать «дерзости воображения» как источника успеха в вашем научном поиске.
Любовь Халудорова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ученый секретарь
http://briop.ru/index.php/institute/novosti/9-obrazovanie/news/1558-ob-itogakh-rasshirennogo-zasedaniya-uchenogo-soveta-briop#sigFreeIdb9d36294a5