О V Всероссийском съезде работников дошкольного образования

23-24 ноября 2018 г. в Москве прошел V Всероссийский съезд работников дошкольного образования по программе «Федеральная и региональная политика в сфере дошкольного образования». В работе съезда приняли участие более 300 делегатов из разных регионов РФ: представители Министерства просвещения РФ, Государственной Думы РФ, члены Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, руководители профильных министерств и региональных ведомств, представители научных, методических сообществ,  руководители образовательных организаций, педагоги, специалисты. От Республики Бурятия на съезд были делегированы Раиса Карпова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП»; конкурсант заключительного этапа  IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2018» учитель-логопед  Анна Агафонова; руководитель   МБДОУ «Теремок» с. Бичура  Антонида Фомина;  руководители МАДОУ «Березка» п. Иволгинск Валентина Кривогорницына, МБДОУ №47 «Елочка» г. Улан-Удэ Валентина Орлова. Открытие съезда прошло под председательством заместителя Министра просвещения РФ Татьяны Синюгиной. На открытии съезда с основным докладом выступила Министр просвещения  Ольга Васильева. Ею было отмечено, что сейчас более 7 млн. дошкольников получают общественное дошкольное образование, а также присмотр и уход в дошкольных организациях  всех форм собственности. Это почти на 1,5 млн. детей  больше, чем в 2012 году. Главное достижение предыдущих пяти лет, по мнению Министра – реализация мероприятий, направленных на обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. А доступность  дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет в среднем по России на 1 ноября 2018 года составляет 80,84%. Также ею было озвучено, что с 1 сентября 2018 года началась апробация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра.  Апробация проходит на базе дошкольных организаций шести субъектов РФ (Воронежская, Псковская, Тамбовская, Тюменская области, Краснодарский край и г. Москва). В рамках апробации программы началась разработка учебно-методического комплекса и соответствующих примерных рабочих программ психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на разных возрастных этапах дошкольного детства.  Ольга Васильева также информировала, что Министерством просвещения совместно с регионами начата деятельность по созданию условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей раннего возраста, включая достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. Эта задача решается в рамках реализации Указа Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Безусловно, интересным для педагогического сообщества, является факт разработки проекта профессионального стандарта «Няня» (работник по присмотру и уходу за детьми) сотрудниками Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Профстандарт  одобрен Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и свидетельство, подтверждающее уровень квалификации «няни»  будет способствовать повышению социального статуса данных  работников. В перспективе, по мнению Министра,  предстоит большая работа по определению содержания услуги по присмотру и уходу за детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.  
Второй день форума был посвящен федеральной и региональной политике в сфере дошкольного образования. На пленарном заседании выступила заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Синюгина. Она  подчеркнула, что работа по совершенствованию системы дошкольного образования должна быть зафиксирована не только в отчётных документах, но и очевидна для родителей, сотрудников образовательных организаций и управленцев различных региональных уровней.  По ее мнению, в России были успешно реализованы мероприятия, направленные на обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, следующий шаг – обеспечение такой же доступности для детей раннего возраста – от 2 месяцев до 3 лет. При этом особого внимания требует методическое обеспечение работы с детьми раннего возраста, для детей данной возрастной категории также должен быть обеспечен не только присмотр и уход, но и реализация соответствующих возрасту образовательных программ. Татьяна Синюгина призвала навести надлежащий порядок с передачей данных из региональных информационных систем электронной очереди по учёту детей дошкольного возраста в федеральную систему:  «…в рамках решений, принятых на этом съезде, нам нужно навести полный порядок на уровне муниципальных и региональных информационных систем с передачей всех сведений по учёту детей дошкольного возраста в федеральную систему, всё должно работать качественно и без сбоев…». Также было обращено особое внимание делегатов съезда на содержание и полноценную реализацию дошкольного стандарта, в необходимости качественного анализа примерных образовательных программ, четкого понимания оценки качества дошкольного образования на управленческом уровне. Заместитель Министра   отметила необходимость взаимодействия с педагогическими колледжами и ВУЗами в целях обеспечения системы дошкольного образования квалифицированными кадрами, проектирования мотивационной системы, так как профориентационная работа должна начинаться со школьной скамьи. Татьяна Синюгина заявила, что необходимо  разрушать стереотипы, связанные со статусом  воспитателя детского сада (это тот, кто занимается присмотром и уходом). Сегодня педагог дошкольного образования должен иметь высокий профессиональный статус  и об этом надо говорить на всех уровнях!
Работа съезда длилась два дня, в ходе которых состоялись мастер-классы и доклады лауреатов IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2018»,  дискуссионные площадки и работа по секциям на базе дошкольных организаций  г. Москвы, Московского Центра качества образования, Московского педагогического государственного университета.
Пожелаем всем участникам V Всероссийского съезда работников дошкольного образования творческих успехов!

Раиса Карпова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП»