12 июля 2017 года, в рамках Дней Москвы в Республике Бурятия, на базе ФГБОУ ВО «Восточно - Сибирский государственный университет технологий и управления» ( г. Улан-Удэ, ул. Ключевская 40в, корпус 24), состоялось заседание Круглого стола на тему «Системные изменения в московском образовании как ответ на вызовы времени», посвященное проблемам современного образования и педагогической науки, реализации новых форм оценки качества образования, организации деятельности руководителей образовательных организаций на основе проектного управления.
В работе Круглого стола приняли участие: проректор ГАОУ ВО г. Москвы «Московский институт открытого образования» Новикова Татьяна Геннадьевна; начальник экспертно-аналитического отдела ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр качества образования» Камзеева Елена Евгеньевна; врио министра образования и науки Республики Бурятия Баир Баторович Жалсанов; ректор ФГБОУ ВО «ВСГУТУ» Владимир Евгеньевич Сактоев; ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Галина Николаевна Фомицкая, директор ГБУ «РЦОИ и ОКО» Джамиля Кимовна Чимитова, директор ГБПОУ «БРПК» Светлана Цыдыповна Нимбуева, начальники управления муниципальным образованием, педагогические и руководящие работники образовательных организаций Республики Бурятия.
Более 120 руководителей, учителей-практиков, представлявших 15 муниципальных образований Республики Бурятия, обсудили актуальные проблемы современного образования.
В ходе заседания Круглого стола заслушано и обсуждено 5 докладов.
Повышенное внимание было уделено следующим темам:
• Новые подходы к подготовке управленческих кадров в системе образования г. Москвы (проекты: «Эффективный руководитель системы столичного образования», «Современный заместитель руководителя образовательной организации»);
• Опыт организации системы независимой оценки качества образования в городе Москве;
• Реализация инновационных проектов как фактор развития региональной системы образования;
• Внешняя оценка качества муниципального образования;
• WORLDSKILLS RUSSIA в Бурятии.
С обзором отдельных вопросов в рамках, приведенных выше тем выступили: Новикова Т.Г., проректор ГАОУ ВО г. Москвы «Московский институт открытого образования»; Камзеева Е.Е., начальник экспертно - аналитического отдела ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр качества образования»; Фомицкая Г.Н., ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП»; С.Ц. Нимбуева, директор БРПК; Козулина Е.Н., начальник управления образования МО «Баргузинский район».
Рассматривая вопросы системных изменений в Московском образовании, участниками Круглого стола было отмечено значительное расширение действующих в области форм и методов подготовки управленческих кадров в системе образования г. Москвы, организации системы независимой оценки качества образования, большинство из которых явилось следствием реализации проектного подхода.
По итогам обсуждения участники Круглого стола, учитывая социально-экономические и политические изменения в государстве, а также инновационные процессы в образовании, подчеркнули, что современное российское образовательное пространство представляет собой уникальное сочетание образовательных культур и ценностей. В этой связи возникает необходимость выявления, изучения и распространения передового педагогического опыта, что позволит не только выработать единые подходы к определению содержания образовательного процесса и единые критерии оценки качества образования, но и разработать действенные механизмы управления системой образования на основе проектного подхода.
Содержание докладов, а также дискуссии в ходе их обсуждения позволили сформулировать следующие положения:
1. Основным направлением государственной образовательной политики на современном этапе выступает создание единого образовательного пространства, обеспечивающего повышение качества образования, интенсивное развитие дистанционного образования, что отвечает реалиям формирующегося гражданского общества, идеям доступности, равных стартовых возможностей, социальной защиты личности, непрерывного образования.
2. Повышение качества российского образования невозможно разработки единых критериев оценки качества образовательных достижений обучающихся, с одной стороны, и качества образовательной деятельности, с другой стороны с использованием передовых оценочных методик, в том числе применяемых на чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
3. Изменение содержания образования требует совершенствования профессиональной компетентности и личности учителя. Современный педагог выступает носителем и созидателем, восприемником и продолжателем мирового педагогического опыта. В этой связи, он должен обладать творческой индивидуальностью, самобытным педагогическим мышлением, стремиться к использованию лучших образовательных практик и новых технологий обучения, интерпретировать их применительно к конкретным педагогическим условиям.
4. Модернизация и реформирование системы образования требуют разработки новых подходов к подготовке руководящих кадров. Одним из эффективных и действенных методологических подходов является реализация метода проектного управления.
Участники Круглого стола выражают надежду, что будущие встречи и совместная деятельность представителей систем образования Москвы и Республики Бурятия станут союзом теоретиков и практиков, объединенных общей заботой о повышении качества человеческого капитала в современной России.
Камзеева Е.Е. Развитие региональной системы оценки качества;
Новикова Т.Г. Новые подходы к подготовки управленческих кадров системы образования города Москвы;
Фомицкая Г.Н. Реализация инновационных проектов как фактор развития региональной системы образования;
Чимитова Д.К. Региональные мониторинговые исследования в системе управления качеством образования.