16 декабря 2016 года лаборатория развития бурятского языка и литературы совместно с Комитетом по образованию г. Улан-Удэ на базе МАОУ «СОШ №32» провела республиканский семинар для учителей бурятского языка как второго «Технология целеполагания современного учебного занятия по бурятскому языку как второму». Семинар проводился в рамках постоянно действующего методического практикоориентированного семинара для учителей бурятского языка ка второго «Проектирование современного урока бурятского языка в условиях реализации ФГОС общего образования» и является первым семинаром из этой серии. В семинаре приняли участие 41 человек, в том числе учителя бурятского языка Баргузинского, Хоринского, Селенгинского, Заиграевского районов и г. Улан-Удэ.
В начале семинара Баирма Цырендоржиева, к.ф.н., зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы представила доклад о технологии целеполагания современного учебного занятия по бурятскому языку как второму. Тема целеполагания была продолжена в мастер-классе учителя бурятского языка МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозёрск Соелмы Очировой, которая на примере проведенного ею во время Международного конкурса «Эрхим багша-2016» учебного занятия «Мэдээжэ хүнүүд. Текст дээрэ хүдэлмэри» рассказала подробно об определении цели учебного занятия и планировании достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
Семинар предполагал проведение и обсуждение открытых учебных занятий по бурятскому языку как второму, занятий по внеурочной деятельности, демонстрации современных образовательных технологий, используемых коллективом учителей бурятского языка МАОУ «СОШ №32» г. Улан-Удэ. Так, учителя бурятского языка Гэрэлма Ванзатова, Баярма Лыгденова, Евгения Бадмаева, Виктория Цыренова, а также учителя начальных классов Людмила Цыбикова, Пылжит Намнанова организовали образовательное событие «Табан эрдэни», провели серию открытых учебных занятий на основе УМК «Амар мэндэ-э!», кроме того провели презентацию игровых технологий, используемых на уроках бурятского языка. Интересный способ вовлечения учащихся в устную коммуникацию и формирование познавательного интереса к изучению бурятского языка через использование настольных игр был продемонстрирован при проведении внеурочного мероприятия «Тамир».
На уроках постановки учебной задачи учителей Людмилы Цыбиковой (3 «Г» класс), Евгении Бадмаевой (3«Д» класс), Пылжит Намнановой (3«Е» класс) учащиеся выдвигали гипотезы через создание ситуации «интеллектуального разрыва» и его фиксацию в графико-знаковой и словесной форме. Урок Гэрэлмы Ванзатовой (4«Д» класс) отличался тем, как разные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, ИКТ способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
По результатам проведенного семинара учителя выразили благодарность организаторам и высказали пожелание о необходимости проведения в дальнейшем методических семинаров в подобном формате.
Следующий семинар в рамках постоянно действующего методического практикоориентированного семинара «Проектирование современного урока бурятского языка в условиях реализации ФГОС общего образования» пройдет в конце января 2017 г. и будет посвящен структуре современного урока бурятского языка с позиций требований ФГОС общего образования.
Баирма Цырендоржиева, к.ф.н., зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы
http://briop.ru/index.php/biblioteka1/vebinary-izdatelstv/novosti-izdatelstv/9-obrazovanie/news/605-respublikanskij-seminar-dlya-uchitelej-buryatskogo-yazyka-kak-vtorogo-tekhnologiya-tselepolaganiya-sovremennogo-uchebnogo-zanyatiya-po-buryatskomu-yazyku-kak-vtoromu#sigFreeIdf1bd46ee34