В работе 1 секции «Повышение качества общего образования как фактор развития человеческого капитала» приняли участие 110 педработников из 23 образовательных учреждений республики. С приветственными словами к учителям обратились Евгений Малеванов, ректор ФГАОУ "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", Сергей Зубов, директор Санктр-Петербургского филиала АО "Издательство "Просвещение".
Работу конференции начал Арнольд Тулохонов, д.г.н., профессор, член Совета Федерации Федерального собрания РФ с докладом «О совершенствовании системы российского образования в современных условиях», в котором отметил роль Петра Столыпина в российском образовании, провел экскурс в образование царской России и Советского Союза, упомянул о важности таких предметов, как география, история, литература. Говоря о реформах новой России, отметил, что рейтинг читательской грамотности России составляет 43 место, 36% россиян не читают вообще. Выразил свое отрицательное отношение к ЕГЭ, так как ЕГЭ – это стресс для учеников, увеличение количества суицидов, вымывание талантливых детей из деревни в центр. Анализируя итоги реформы образования в РФ, отметил ее негативные последствия, такие как разрушение лучшей в мире советской системы образования; выезд за границу сотен тысяч высококвалифицированных специалистов, отъезд талантливой молодежи из села в город, далее в центральные города и отъезд их родителей; сокращение 400 неэффективных вузов; наличие двух обязательных предметов; школа как время для подготовки к поступлению в ВУЗ; создание индустрии репетиторства; отсутствие единого последнего звонка, единого выпускного вечера; попытка упразднить золотые медали; огромные затраты на проведение ЕГЭ; 3 тыс. учебников не могут обеспечить общее образование.
Батор Цыренжапов, начальник отдела контроля качества образования Комитета надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки, в своем докладе «Система поэлементного управления качеством образования в школе на основе индикаторов ОГЭ и ЕГЭ» рассказал о структуре образовательных результатов, промежуточной аттестации учащихся, декомпозиции учебного материала и функции диагностического инструментария. Критерием оценивания качества образования является результат образования или контролируемый элемент содержания. Дневник планируемых результатов ведется учеником. Критерии оценивания контрольных работ, рабочий журнал учителя позволяют проводить поэлементный контроль за освоением учащимися содержания по учебному предмету. Критерий оценивания имеет свой уникальный код. Практическая значимость критериального оценивания имеет следующие плюсы: оценивается только работа учащегося; работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее; учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей; оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей. Заполняется индивидуальный маршрутный лист по итогам диагностических работ, контрольных работ (внешняя промежуточная аттестация) по четвертям.
Галина Фомицкая, д.п.н., ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП» в своем выступлении «О готовности педагогических и управленческих кадров к изменениям в условиях стандартизации деятельности» рассказала о новых профессиональных компетенциях педагога и руководителя, а также о реализуемых институтом проектах и программах. Готовность к деятельности педагога выражается в способности выявлять актуальные проблемы, находить и реализовывать эффективные способы их решения, развивать собственную педагогическую деятельность и всего коллектива образовательного учреждения. Появились новые профессиональные компетенции педагога как умение выстраивать коммуникации и решать профессиональные проблемы, определять индивидуальную траекторию развития ученика, планировать результаты освоения образовательных программ, разрабатывать и эффективно применять новые образовательные технологии, проектировать индивидуальный маршрут развития собственных профессиональных компетенций. В институте разработана персонифицированная модель повышения квалификации пед. работников.
Джамиля Чимитова, д.и.н., директор ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» представила оценочные процедуры в развитии системы управления качеством образования
в Республике Бурятия. К ним относятся Национальные исследования качества образования (НИКО), Всероссийские проверочные работы (ВПР), Исследование профессиональных компетенций учителей, ГИА-9 (ОГЭ, ГВЭ), ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ), Региональные мониторинги. В ближайшее время требуется решение следующих задач: создание единой, оптимальной, логично выстроенной серии взаимодополняющих, обеспечивающих преемственность, процедур оценки качества образования; систематическое и аутентичное использование и интерпретация результатов проведения оценочных процедур; достижение сбалансированности деятельности органов и структур в регионах, консолидация усилий в повышении качества образования.
Наталья Далбаева, директор Центр ДО «Малая Академия Наук» сообщила о работе детского центра дополнительного образования «Техноцентр» на базе МАН, который достиг определенных результатов и успехов в области технического образования за 5 лет своего существования.
Поделились опытом работы по проекту ФЦПРО руководители образовательных учреждений, участники сетевого образовательного округа «Вместе», который включает образовательные организации Республики Бурятия, Республики Крым, Амурской области, Иркутской области, Забайкальского края Виктория Вяткина, директор МАОУ «Кабанская СОШ №1», Баир Ринчино, директор МАОУ «Петропавловская СОШ №1», Ирина Раева, директор МБОУ «Гусиноозерская СОШ №1».
Арюна Абидуева, к.ф.н., доцент Центра МСПРиОО БРИОП