22 августа 2017 года в Республике Бурятия на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №35 «Алые паруса» г. Улан-Удэ начал свою работу Байкальский образовательный Фестиваль «Полилингвизм - основа современного межкультурного взаимодействия». В рамках Фестиваля проходят образовательную стажировку педагоги и руководители детских садов, школ и специалисты учреждений культуры Монголии. Стажировку проводят сотрудники Института проблем образовательной политики «Эврика» Жанна Сугак, Ольга Устюгова при поддержке Россотрудничества. Принимают участие в организации стажировки сотрудники кафедры развития образовательных систем БРИОП Галина Малахова, Раиса Карпова, Наталья Голавская, руководитель центра информационных технологий, дистанционного и сетевого образования БРИОП Михаил Тихонравов.
На торжественном открытии Фестиваля приняли участие Алдар Дамдинов, депутат Государственной Думы РФ; Татьяна Будаева - Первый секретарь Посольства России в Монголии, заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в Монголии, к.п.н.; Галина Фомицкая, ректор ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты РБ, д.п.н.; Любовь Цепкова, заместитель председателя комитета по образованию администрации г. Улан-Удэ.
Иностранным коллегам представляется возможность участвовать не только в образовательных стажировках, но и познакомиться с колоритом нашей республики. Программой предусмотрено участие в культурно-образовательных событиях в усадьбе семейских, погружение в бурятскую национальную культуру, участие в мастер-классах, круглых столах, панельных дискуссиях и других событиях.
Стажировка проводится с целью распространения успешного опыта реализации развивающей технологии в условиях полилингвальной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях, имеющих статус республиканских пилотных площадок.
23 апреля 2015 года приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия был присвоен статус республиканской пилотной площадки 10 дошкольным образовательным организациям по внедрению и реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды.
В течение уже более двух лет реализации проекта в детском саду «Алые паруса» наработан успешный опыт продуктивного взаимодействия взрослых с детьми и детей между собой на разных языках, построения пространства развития, разработки технологии погружения в трилингвальную языковую среду «БИ-YOU-МИР» («Я-ТЫ-МИР»), т.е. бурятский язык, - как родной, русский, - как государственный, английский, - как глобальный. В образовательной деятельности дети осваивают культурные способы деятельности, погружаясь в различные культурные практики, т.е. происходит процесс «врастание ребенка в культуру», где язык является средством приобщения к культуре и развития. Определяющим фактором построения образовательного процесса служит создание единого образовательного пространства на основе самостоятельного выбора детьми центров активности.
Стажеры погрузились в образовательную деятельность на утреннем сборе, где Жанна Сугак в роли Кроэллы создала проблемную ситуацию, и по центрам активности начался образовательный процесс, имеющий событийный формат. В разных центрах активности дети погрузились в увлекательную деятельность по решению проблемы, поскольку исчезли все краски (Кроэлла украла краски), то возникла необходимость самим их изобрести. В центрах активности стажеры наблюдали и участвовали в деятельности по освоению техники росписи по ткани, изготовлению красок для рисования на теле (body-art), рисованию ладошками (hand made), овладению приемами арт-терапии (аrt-therapy), в театральной деятельности в обучении бурятскому языку «Хухюу буряад», игровой деятельности для освоения английского языка «Playland». В финальной части стажеры активно вовлеклись в флешмоб и фестиваль красок.
Большой интерес у стажеров вызвала презентация авторских дидактических пособий, которые «изобрели» Людмила Бальжурова, учитель бурятского языка и Ольга Самбуева, учитель английского языка.
Во время рефлексии участники стажировки отметили, что представленные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей между собой создают возможность поддержать детскую инициативу, организовать образовательный процесс в специфически детских видах деятельности, в которых нет места учебно-дисциплинарным моделям взаимодействия, т.к. основной формой проживания события является совместная, увлекательная и мотивированная деятельность взрослых и детей.
Стажеры отметили высокий профессионализм коллектива сотрудников детского сада «Алые паруса» (заведующая Наталья Клёнина), особо была отмечена старший воспитатель Лариса Зиннатуллина. Необходимо отметить, что не только педагогические работники, но и повара также взаимодействуют с детьми и показывают «художественные» кулинарные изыски, и младшие воспитатели, которые постоянно участвуют в образовательной деятельности с детьми.
Во вторую половину дня наши иностранные коллеги посетили усадьбу семейских в с. Десятниково, где познакомились с бытом, хозяйственным укладом старообрядцев, традициями, приняли участие в обрядах и играх, насладились выступлением народного фольклорного коллектива и отведали блюда старорусской кухни.
Галина Малахова, зав. лабораторией развивающего образования, старший преподаватель
http://briop.ru/index.php/9-obrazovanie/news/876-bajkalskij-obrazovatelnyj-festival-polilingvizm-osnova-sovremennogo-mezhkulturnogo-vzaimodejstviya#sigFreeIdfe3bbd6378