О Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Наставничество: модели и успешные практики»

Заставка25 ноября в ГАУ ДПО «БРИОП» в режиме онлайн состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Наставничество: модели и успешные практики». Она была инициирована кафедрой гуманитарных дисциплин.

Конференция проводилась с целью изучения, выявления и распространения педагогического опыта в области внедрения системы наставничества как эффективного механизма роста профессионального мастерства педагогических работников. Были определены основные задачи:
1) организация профессионального общения педагогических работников об особенностях внедрения и реализации программы развития системы наставничества;
2) совершенствование профессиональных компетенций педагогов на основе их выявленных профессиональных дефицитов и повышение уровня мастерства педагогов-наставников; диссеминация моделей и лучших практик наставничества. 

77 IMG 20211126 192446 HDRС 9 часов утра по местному времени на площадке «Модели и успешные практики в образовательном пространстве Республики Бурятия» приняли участие Вера Беспрозванных, учитель-логопед МДОУ Детский Сад «Рябинка», Татьяна Кривошеева, руководитель физического воспитания МДОУ Детский Сад «Рябинка», Татьяна Старикова, учитель английского языка МДОУ Детский Сад «Рябинка», Ольга Алагуева, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 49 г. Улан-Удэ», Марина Бальчинова, директор МБОУ «Загустайская СОШ», Лариса Цыденова, заместитель директора по УВР МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», Ирина Пронина, заместитель директора по УВР МБОУ «Онохойская СОШ №1», Виктория Вяткина, директор МАОУ «Кабанская СОШ», Татьяна Семиохина, учитель начальных классов, истории, обществознания МОУ «Кикинская ООШ», Алла Баженова, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 1 г. Улан-Удэ», заместитель директора по НМР МБОУ «Гусиноозерская гимназия». Модератором этого направления была Аюна Данзанова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин.

С 14.00 (с 9.00 по московскому времени) была организована площадка «Модели и успешные практики в образовательном пространстве Российской Федерации».

С приветственными словами выступили Владимир Цыренов, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.п.н., Хандама Суборова, главный специалист-эксперт отдела кадровой и организационной работы МОиН РБ, Гайни Длимбетова, д.п.н., профессор Евразийского национального университета имени Л. Гумилева из г. Нур-Султан (Казахстан).

Большой интерес вызвали выступления наших коллег: Наранчимэг Доржпалам, phD, доцента, заведующего кафедрой управления образованием из Монгольского государственного университета образования из Улан-Батора; Гайни Длимбетовой, д.п.н., профессора Евразийского национального университета имени Л. Гумилева из г. Нур-Султан; Мадины Маймаковой, магистра наук UCL (Великобритания), стипендиата международной программы первого Президента РК «Болашак»; Анатолия Сечко, начальника управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования»; Инны Яцыной, учителя биологии ГУО «Гимназия № 14 г. Минска».

Выступили с докладами и поделились своим уникальным опытом работы по наставничеству коллеги из Пермского края, Кемеровской, Кировской, Белгородской областей, Республики Алтай, городов Санкт-Петербург, Тула, Ярославль, Липецк, Красноярск, Хабаровск. Также в работе конференции приняли участие коллеги из Чеченской Республики, Республики Тыва, Республики Хакасия, Удмуртской Республики, Якутии, Забайкальского края, г. Иркутска, г. Севастополя.

1 1 IMG 20211126 192430 HDRВладимир Цыренов, ректор БРИОП, д.п.н., в своем выступлении выделил содержательное разнообразие представленных докладов. Это такие вопросы, как использование элементов неформального образования в процессе организации наставнической деятельности (Владислав Миюсов, специалист по учебно-методической работе Центра развития наставничества Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования); организационно-содержательные основания внедрения целевой модели наставничества в системе образования Санкт-Петербурга (Кристина Зайцева, заведующий Центром развития наставничества Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования); результативный опыт наставничества в процессе взаимодействия региональных педагогических объединений Пермского края  (Инга Дремина, старший научный сотрудник ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»); наставничество как инструмент развития кадрового потенциала системы общего образования Красноярского края (Елена Чувашева,  заместитель директора Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького, представитель регионального Центра наставничества, тренер наставников); «Цифровой учитель» - инструмент реализации целевой модели наставничества Республики Алтай (Юлия Золотовицкая, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай»); реализация формы наставничества «учитель-ученик» в процессе подготовки и участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» (Алла Птицина, учитель МКОУ «Специальная Школа № 53» г. Новокузнецк, Кемеровская обл.); инструменты коучинга в наставничестве (Татьяна Веденькова, старший методист отдела наставничества КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования»); проектирование маршрутов профессионального роста педагога в образовательной организации (Надежда Тихомирова, учитель английского языка, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга);  «Лишняя миля»: мастерские педагогической практики как модель организации наставничества (Георгий Кузьмин, методист, заведующий ресурсным центром дополнительного образования ГБОУ СОШ № 323 Невского района Санкт-Петербурга); технология наставничества во внеурочной деятельности: подготовка праздника «Последнего звонка» (Светлана Бруек, педагог-психолог ГБОУ СОШ №241 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга); итоги апробации практик наставничества, направленных на сопровождение и реализацию школьных проектов (Марина Гайдаманова, учитель экономики, методист, заместитель директора по ОЭР ГБОУ Школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга); модель наставничества: опыт ГБОУ школы №98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга (Елизавета Волканова, заместитель директора по УВР ГБОУ Школа №98 Калининского района Санкт-Петербурга); опыт организационно-методического сопровождения наставничества в Кировской области (Ольга Казаринова, заведующий кафедрой профессионального образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»); наставничество как механизм формирования региональной системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Тульской области (Татьяна Патрикова, заведующий кафедрой профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», Тульская обл.); организация наставничества и шефства в сельской школе (Елена Крынина, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов», Белгородская обл.);  муниципальное методическое объединение как эффективная форма наставничества педагогов-кураторов детского общественного движения (Наталья Лобанова, Оксана Черкасских, Юлия Устинова, методисты МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская обл.); наставничество молодых педагогов: практики Ярославской области (Екатерина Сасарина, старший преподаватель центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО); преодоление профессиональных дефицитов молодых педагогов через использование современных форм методического сопровождения (Марина Гребенщикова, руководитель центра сопровождения образовательных практик, Елена Хлебникова, методист МБУ ДПО «Старооскольский институт развития образования», Белгородская обл.); наставничество: новые приоритеты и драйверы развития системы подготовки педагогических кадров региона (Елена Мерзлякова, заведующий кафедрой менеджмента в образовании ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования»); целевая модель наставничества: «Школа молодого педагога» (Татьяна Богомоева, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №49 г. Улан-Удэ»); наставничество в рамках Совета «Педагогический рассвет»: сотрудничество, развитие, результат (Елена Мотынга, Елена Калинина, учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Губкин, Белгородская обл.).

Таким образом, мы познакомились с опытом работы по наставничеству на всех ступенях образования: общее образование (ДОУ, школа, гимназии, лицеи), СПО, ВУЗ, дополнительное образование детей, Центры образования, ДПО.

Эта конференция запомнится всем своей масштабностью, был предъявлен опыт наставничества в разных формах: и онлайн-участие, и стендовые доклады, и публикации, и участие в качестве активных слушателей.

Остается пожелать всем участникам, наставникам и наставляемым, чтобы они умели одновременно удерживать несколько фокусов внимания: поддерживали «огонь» у своих подопечных; нагружая когнитивно, активно разворачивали их мыследеятельность; порождали новые идеи, при этом не только заимствовали их, но и красиво наращивали, преобразовывали; находили время для сборки смыслов; придумывали крутые форматы деятельности; сохраняли субъектность и делали ставку на глубинное внутреннее развитие и писали свою историю успеха. Продолжим наше сотрудничество. Пусть не зарастет профессиональная тропа к уникальному опыту друг друга.

Любовь Халудорова, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, д.п.н.