Круглый стол педагогов-психологов образовательных организаций

ris2С докладами вступили: Татьяна Гармаева, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры ПиПД БРИОП, доцент кафедры психологии детства БГУ имени Д.Банзарова «Эмоциональная культура субъектов образовательного процесса как фактор психологической безопасности среды учреждения»; Игорь Бадиев, кандидат психологических наук, доцент кафедры ПиПД БРИОП, психолог Центра диагностики и консультирования г. Улан-Удэ, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ имени Д.Банзарова «Исследование взаимосвязи компонентов психологической безопасности образовательной среды (по результатам мониторинга в школах г. Улан-Удэ)»; Яна Жебрун, директор МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ, главный внештатный психолог в системе образования РБ «Противоречия мониторинговых исследований и их преодоление (на примере диагностики суицидального риска)» и Светлана Козырева, педагог-психолог, кандидат культурологии, заведующий кафедрой психологии Байкальского филиала гуманитарного института (г. Москва), заместитель директора по НМР МАОУ СОШ 35, г. Улан-Удэ «Проектирование безопасной образовательной среды: из опыта работы МАОУ СОШ №35 г. Улан-Удэ».

Для обсуждения острых проблем психологической безопасности образовательной среды были приглашены коллеги из Бурятского государственного университета имени Д.Банзарова, Бурятского республиканского педагогического колледжа и Бурятского республиканского института образовательной политики: Туяна Тудупова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной психологии БГУ имени Д.Банзарова; Бальжима Гунзунова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ им. Д.Банзарова; Марина Дарижапова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий лаборатории инновационных технологий в области защиты детства БГУ имени Д. Банзарова; Наталья Бадмаева, кандидат психологических наук, доцент Центра воспитания и дополнительного образования БРИОП; Антонида Амодоева, преподаватель, педагог-психолог БРПК.

Всего в обсуждении после докладов в формате свободного микрофона наряду с докладчиками и гостями приняли участие 64 педагога-психолога образовательных организаций разных ступеней образования: дошкольного, начального, дополнительного, среднего средне-специального и высшего. Была возможность задать вопросы по заявленным в докладах проблемам, поделиться собственным опытом диагностической, профилактической, коррекционной и консультативной работы с субъектами образовательного процесса. Большинство согласились с необходимостью и эффективностью учета в проектировании развивающей среды, которая может стать источником реализации безопасного и конструктивного взаимодействия в образовательной организации, таких принципов, как: системность, открытость, избыточность. Были также признаны и организационные трудности реализации работы психолога, психологических служб.

vlcsnap 2020 05 01 07h19m26s610Круглый стол позволил актуализировать методологические, теоретические и практические аспекты решения проблем психологической и информационной безопасности детей вообще, и в образовательной среде, в частности. А также реализации в этом контексте инновационной деятельности и работы по формированию общей эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса. Особый интерес вызвали представленные в докладах эмпирические данные диагностики субъективной оценки безопасности образовательной среды, склонности к агрессии, ее одобрения со стороны педагогов и родителей, факторный анализ данных критериев, показавший тенденции, требующие дальнейшего осмысления педагогами-психологами. В большей мере это касается фактора взаимоотношений родителей и учеников в школе, опосредованный вариант которого на сегодня мы может наблюдать в различных групповых интернет-месенджерах (Viber, Whats Aap), требующих наряду с заявленными аспектами и формирования общей коммуникативной и эмоциональной культуры взрослых, уважительного и доверительного отношения друг к другу (родителями и педагогам), к детям. Озвучены также были и вопросы эмоционального выгорания педагогов, необходимости формирования гибкости и самореализации, как условий преодоления профессиональной деформации.

Работа дала возможность получить необходимую обратную связь в вопросах методологических и методических аспектов диагностического инструментария: возможных противоречий его разработки и использования, отсутствия на сегодня адаптированных методик ряда зарубежных авторов для диагностики суицидального риска. Участники круглого стола согласились с необходимостью акцентирования внимания на качественном анализе данных и профессионально грамотного отношения к постановке психологических диагнозов и последующей коррекционной работы.

Консолидация научных усилий теоретиков и практиков психологической деятельности позволила наметить перспективы дальнейшего профессионального роста и реализации эффективного сотрудничества.