Онлайн-семинар по обмену лучшим опытом преподавания бурятского языка и литературы в условиях дистанционного обучения

В семинаре-практикуме приняли участие учителя бурятского языка и литературы Джидинского, Окинского, Курумканского, Еравнинского, Баргузинского, Закаменского, Тункинского, Бичурского, Кяхтинского, Иволгинского, Хоринского  районов, а также г. Улан-Удэ.

4Опытом использования различных интернет-ресурсов на бурятском языке поделилась Ахаржанова Баярма, учитель бурятского языка и литературы Толтойской СОШ Тункинского района. Ее выступление было посвящено изучению темы «Холбуулал» в 7-м классе. Баярма Ахаржанова рассказала о разных формах закрепляющих упражнений (с использованием созданных учениками видео, аудиоматериалов с пословицами и загадками) и проверочных упражнений по бурятскому языку с использованием ресурсов https://onlinetestpad.com/, на котором педагогом создаются собственные тестовые материалы. А также она поделилась опытом применения  материалов электронного учебника бурятского языка «Эхэ хэлэн» буряад хэлэнэй сахим һураха бэшэг», размещенного на сайте  https://buryadxelen.com/. Ее ученики выполняют как тренировочные, так и контрольные упражнения, а также пишут аудиодиктанты на бурятском языке с использованием ресурсов электронного учебника бурятского языка.

Наталья Шарланова, учитель бурятского языка и литературы Гаргинской СОШ Курумканского района, показала фрагмент учебного занятия  по бурятскому языку в 7 классе по теме  «Тусхай хэлэлгын хуби». Учитель  продемонстрировала использование интересных авторских ресурсов по подтемам «Аянгалһан үгэнүүд», «Абяа дууряаһан үгэнүүд», разработанных на сайте сервиса LearningApps.org.

Своим опытом работы в условиях дистанционного режима обучения поделилась Бэлигма Цырендашиева, учитель бурятского языка и литературы Дыренской СОШ Курумканского района. Участникам был интересен ее опыт использования образовательного портала «Инфоурок», на котором Бэлигмэй Цырендашиевой размещены материалы по определенным темам. В частности, по бурятской литературе в рамках темы «Дамба Жалсараевай зохёохы зам» для учащихся 10-го класса собран видеоматериал, подготовлена презентация  с аудиозаписью от учителя. А контрольные упражнения по прочитанным произведениям Бэлигма Цырендашиева создает с использованием ресурсов https://academtest.ru, которая дает возможность учителю автоматически по группам (классам) проверять работы учеников и выводить результаты ее выполнения.

В заключительной части семинара участники побывали в режиме онлайн на открытом учебном занятии Гэрэлмы Ванзатовой, учителя бурятского языка СОШ №32 г. Улан-Удэ.  Урок проходил в 3 «а» классе и был посвящен теме «Замби олтирог». В ходе занятия была показана технология формирования и совершенствования лексических навыков - названий животных - в ходе онлайн-занятия. Надо отметить, что во время учебного занятия педагогом использовались  авторские интерактивные упражнения на основе  УМК «Амар мэндэ-э!»  Кроме того в течение занятия участники увидели интересные приемы проведения физкультминутки, получения обратной связи от учеников.

В целом важно подчеркнуть, что участникам онлайн-семинара была предоставлена возможность побывать на дистанционных занятиях по бурятскому языку, увидеть используемые учителями-родноведами современные технологии, интересные цифровые электронные ресурсы, упражнения, разработанные учителями бурятского языка и литературы с использованием различных платформ и сервисов,  а также разные варианты получения обратной связи от учеников в режиме онлайн.

В конце семинара участники обменялись мнениями по представленному опыту учителей бурятского языка и литературы, предложениями по улучшению системы дистанционного обучения бурятскому языку и литературе, в том числе по созданию методических интернет-ресурсов  в помощь учителям-родноведам.

Напомним, что семинар-практикум прошел в рамках дистанционных курсов повышения квалификации лаборатории развития бурятского языка и литературы БРИОП для учителей бурятского языка и литературы «Обновление содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках бурятского языка и литературы (литературного чтения) в школе».

В дальнейшем лабораторией развития бурятского языка и литературы БРИОП запланировано проведение  совместного с Ассоциацией учителей бурятского языка и литературы республиканского онлайн-семинара по актуальным вопросам дистанционного обучения бурятскому языку и литературе.

Баирма Цырендоржиева, руководитель курсов,
заведующий лабораторией развития бурятского языка и литературы БРИОП