28 февраля с. г. лаборатория развития бурятского языка и литературы приняла участие в Межрегиональном научно-практическом симпозиуме «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи», который проходил в г. Чита под эгидой Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Организаторами симпозиума выступили ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края», ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
В ходе симпозиума прошли 2 дискуссионные площадки – «Современные тенденции и перспективы культурно-образовательной деятельности по развитию и изучению родных языков», «Концептуальные подходы и эффективные практики поликультурного воспитания детей и молодежи», а также пленарное заседание. В работе Симпозиума приняли участие свыше 60 человек, представителей образовательных организаций и учреждений дополнительного профессионального образования, высшего, профессионального, общего образования, системы дополнительного образования Забайкальского края, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Хакассия, Республики Коми, Республики Татарстан, г. Москва, Иркутской, Томской, Омской, Новосибирской областей, Хабаровского края.
Заведующий лабораторией развития бурятского языка и литературы, к.филол.н., доцент Баирма Цырендоржиева приняла участие в работе дискуссионной площадки «Современные тенденции и перспективы культурно-образовательной деятельности по развитию и изучению родных языков». Ею был представлен доклад о коммуникативно-ориентированном подходе в обучении бурятскому языку как родному в аспекте моделирования современных учебных средств. В работе этой дискуссионной площадки активно участвовали педагоги, учителя бурятского языка и литературы общеобразовательных организаций Агинского Бурятского округа Жанчипова Цыцыгма, Цыренжапова Гоохон, Цыренова Бальжит, учителя русского языка и литературы г. Чита Самойлова Валентина, Аббасова Виктория, учителя ульчского и нанайского языков из Хабаровского края Ангина Анастасия, Донкан Виктория, Эльтун Марина совместно с научным руководителем Кулеш Еленой, к.пс.н., доцентом Тихооокеанского государственного университета, а также учитель хакасского языка и литературы из Республики Хакассия Амзаракова Ольга.
На пленарном заседании были заслушаны доклады заместителя министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, к.п.н. Наталии Шибановой о перспективных направлениях в сохранении и развитии культурного наследия коренных народов средствами образования, ведущего аналитика Центра развития образования ФГБУ «Российская академия образования», профессора кафедры психологии развития личности ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доцент, д.пс.н. Туяны Дугаровой о психологических механизмах профилактики ксенофобии и экстремизма в поликультурной среде.
Интерес вызвал доклад Билигмы Будаевой, заместителя руководителя – начальника управления социальной сферы Администрации Агинского Бурятского округа о стратегии и тактике развития родных языков в поликультурной среде АБО, в котором был актуализирован статус Забайкальского края, в частности, Агинского Бурятского округа как полилингвального и многоэтнического региона, раскрыты вопросы сохранения бурятской культуры и бурятского языка.
Также в пленарном заседании приняли участие Арюна Дармаева, заведующая кафедрой этнорегионального образования ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», к.ф.н., с докладом о современном состоянии этнокультурного образования в Иркутской области; Оюна Забанова, специалист Республиканского Центра развития родных языков Министерства образования и науки Республика Бурятия, которая в своем выступлении представила деятельность созданного Республиканского Центра развития бурятского языка Министерства образования и науки Республики Бурятия.
Галина Алексеева, директор АОУРС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского – II», д.п.н. выступила с докладом по теме об изучении родного (якутского) языка: история и современность», Ирина Грешилова, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.филос.н. представила доклад о родных языках в условиях полиэтничного региона. Далее были выслушаны доклады Галины Китайгородской, ректора ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования», доцент, к.ф.н. об информационно-методическом сопровождении реализации этнокультурного образования в Республике Коми, Марины Тэминой, доцента кафедры теории и методики обучения КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования», к.и.н. об истории и опыте создания учебников по родным языкам коренных народов Хабаровского края; Елизаветы Афанасьевой, доцента кафедры бурятской и эвенкийской филологии ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», к.ф.н., о современном состоянии и проблемах эвенкийского языка; Ильсии Шамсутдиновой, ассистента кафедры социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникации ФГАОУ ВО «Казанский федеральный (Приволжский) университет», и Расимы Шамсутдиновой, доцента, зав. кафедрой татарского языка и литературы ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», к.филол.н. о поликультурном образовании в условиях многонациональной республики.
Итогом работы симпозиума стало принятие за основу резолюции межрегионального научно-практического симпозиума «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи, в которой отмечено, что состоялся обмен опытом в области преподавания родных языков, ознакомление с лучшими практиками изучения родных языков в контексте этнокультурного и поликультурного воспитания детей и молодежи; актуализированы проблемы и перспективы учебно-методического обеспечения изучения родных языков. Кроме того в резолюцию был включен ряд предложений для Координационного совета по развитию родного языка Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области, Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, Министерству культуры Забайкальского края, учреждениям дополнительного профессионального образования, а также ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет».
Баирма Цырендоржиева, заведующий лабораторией развития бурятского языка и литературы, к.филол.н., доцент ГАУ ДПО РБ "БРИОП"
http://briop.ru/index.php/9-obrazovanie/news/1596-laboratoriya-razvitiya-buryatskogo-yazyka-i-literatury-prinyala-uchastie-v-mezhregionalnom-nauchno-prakticheskom-simpoziume-sovremennye-tendentsii-i-perspektivy-izucheniya-rodnykh-yazykov-i-polikulturnogo-vospitaniya-detej-i-molodezhi#sigFreeId3a9e32e52e