Мастер-классы конкурсантов Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы для педагогических работников.
Площадка №5: праздник творчества, живая речь многонациональной России и море позитивных эмоций.
Участниками мастер-классов стали опытные воспитатели из регионов России, поделившиеся своими инновационными методами воспитания и обучения родному языку.
Слушатели смогли ознакомиться с такими интересными и полезными темами, как:
«Искусство говорить с детьми: иллюстрации, картины и слово». Спикер – Утебалиева Амина Каирдаевна, г. Москва. Аналитика: Визуальные материалы, такие как иллюстрации и картины, играют важную роль в коммуникации с детьми. Они помогают развивать воображение, а также способствуют лучшему усвоению информации. Этот подход позволяет педагогу более эффективно передавать знания и эмоции.
Методика привлечения внимания детей через визуальные образы является важной частью процесса формирования грамотной речи и коммуникативных навыков. Картинки и иллюстрации помогают ребёнку быстрее усваивать новые понятия, связывать их с образом, обогащая словарь. Это способствует развитию образного мышления, фантазии и способности выражать мысли словами. Метод особенно эффективен при изучении национального фольклора, народных песен и сказок.
«Изготовление традиционной куклы-оберега «Зерновушка». Спикер – Куранова Анна Вячеславовна Тамбовская область. Аналитика: Создание кукол-оберегов позволяет детям познакомиться с традициями и ремеслами своего народа. Этот процесс развивает мелкую моторику и креативность, а также укрепляет связь с культурным наследием.
В ходе мастер-класса участниками были изготовлены куклы-обереги. Процесс изготовления кукол-оберегов является мощным средством укрепления связи поколений. Кукла «Зерновушка» символизирует плодородие и благополучие, её создание сопровождается рассказами о значениях символов и материалов. Эта методика прививает уважение к традиционным ремеслам, учит бережному отношению к природе и народной мудрости. Работа руками укрепляет мелкую моторику, развитие которой связано с формированием речи и общего интеллектуального развития.
«Проектная деятельность по ознакомлению детей дошкольного возраста с видами промышленности родного края». Спикер – Бородина Ирина Анатольевна Донецкая народная Республика. Аналитика: Спикером был представлен проект «Угольная промышленность Донецкой республики». Педагогом совместно с детьми был изготовлен «Летбук», в котором представлены результаты исследовательской работы по теме проекта. Реализация проекта способствует активному обучению, где дети могут исследовать и изучать окружающий мир. В ходе мастер-класса участники имели возможность опытным путем исследовать свойства разных видов угля, добывающихся в Донецкой республике. Ознакомление с промышленностью родного края помогает развивать патриотизм и уважение к своей культуре.
Создание проектов о промышленных предприятиях региона служит способом ознакомления дошкольников с трудовой деятельностью взрослых, формируя понимание роли экономики в жизни общества. Разработка проектов также способствует формированию экологического сознания, патриотизма и уважения к труду. Такое обучение направлено на подготовку детей к будущему участию в общественной жизни и поддержке экономического потенциала региона.
«Посткроссинг как основа знакомства старших дошкольников с многообразием природы климатических зон России». Спикер – Теплякова Марина Владиславовна, Ленинградская область. Мастер-класс посвящен знакомству старших дошкольников с природой разных климатических зон России посредством посткроссинга. Эта форма работы способствует расширению кругозора и развитию интереса к окружающему миру. Дети получают представление о разнообразии природных условий в России, узнают о флоре и фауне различных регионов. Через знакомство с особенностями природы воспитывается бережное отношение к окружающей среде. Осознание богатства и уникальности природной среды своей страны способствует формированию чувства гордости и любви к Родине.
Таким образом, мастер-класс демонстрирует эффективный способ интеграции образовательных целей дошкольного учреждения с современными методами воспитания и обучения, направленными на формирование всесторонне развитой личности ребенка.
«Образовательная кинезиология». Спикер – Варфоломеева Саяна Ильинична, Республика Саха-Якутия. Были представлены эффективные методы, приемы работы и виды кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников.
На мастер-классах были представлены разнообразные методики и лучшие региональные практики, направленные на развитие интереса детей к изучению родных языков и культур народов России. Среди докладчиков были педагоги из следующих республик и регионов: Донецкая Народная Республика, Республика Саха-Якутия, Тамбовская область, Ленинградская область и Москва.
Мероприятие вызвало живой отклик среди слушателей, многие из которых отметили важность полученного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности. Встреча завершилась обменом мнениями и обсуждением дальнейших шагов по внедрению полученных методик в повседневную работу детских садов Республики Бурятия.