25 ноября прошел межрегиональный семинар «Дистанционные образовательные технологии в обучении бурятскому языку и литературе»


семинар Дистан.технологии25 ноября 2022 г. в ГАУ ДПО РБ «Республиканский институт образовательной политики» прошел межрегиональный семинар на тему «Дистанционные образовательные технологии в обучении бурятскому языку и литературе» / «Буряад хэлэ болон уран зохёол сүлжээ холбооной hуралсалай дистанционно аргаар заалга». Модератором выступила старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ханда Цыденова.
Открыл семинар Солбон Хобраков, к.полит. наук, проректор по научно-инновационной деятельности ГАУ ДПО РБ «БРИОП», где он поделился опытом своей проектной работы по продвижению бурятского языка в социуме. Также с приветственным словом выступили Любовь Халудорова, д.п.н., доц., зав. кафедрой гуманитарных дисциплин; Гэрэлма Дымчикова, аналитик по организационно-методическому сопровождению направления «Бурятский язык» МКУ «ЦМРО».
В рамках семинара прошли обсуждение и обмен опытом преподавания бурятского языка и литературы в образовательных организациях в условиях дистанционного обучения.
На семинаре приняли участие ученые, преподаватели бурятского языка и литературы, учителя бурятского языка ДОУ, воспитатели дошкольных образовательных организаций республики.
Необходимо отметить, что на межрегиональном семинаре выступление ст. преп. КЕМД ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Гэрэлмы Доржиевой об организации современного цифрового пространства учителя вызвал большой интерес участников семинара. Она осветила актуальные вопросы деятельности педагога в сфере формирования цифровых навыков.
Руководитель Центра цифровых компетенций ГБПОУ «БРПК» Бэлигма Энкеева актуализировала вопрос об использовании современных виртуальных онлайн-досок на уроках бурятского языка и литературы в условиях дистанционного обучения. Докладчик развернуто, полно рассказала участникам семинара о больших возможностях онлайн-досок.
Старший преподаватель КГД Ханда Цыденова рассказала участникам о новых возможностях портала «РЭШ» (российской электронной школы).
К. филол.н., доцент кафедры бурятской филологии ИГУ Туяна Баларьева и ученица 9-го класса МБОУ «СОШ № 35» г. Иркутска Анна Баларьева поделились опытом создания мультфильмов на основе сюжетов бурятских народных сказок. Продемонстрированный докладчиками интересный мастер-класс «оживлял» пластилиновых героев. Перед участниками семинара появлялись герои мультфильма литературной сказки «Муура» Р. Номтоева и др. На семинаре приняли участие к.п.н., доцент Иркутского ИРО Наталья Замбулаева, старший преподаватель Боханского педучилища Дарима Балданова.
Учитель физики, информатики «Усть-Баргузинской СОШ им. К.М. Шелковникова» Баргузинского района Елена Таряшинова подробно рассказала о создании электронных тестов по бурятскому языку и литературе с помощью приложений. Педагог пошагово объяснила участникам семинара алгоритм работы по созданию электронных тестов.
Учитель бурятского языка и литературы ГБОУ «РБНЛИ №1» г. Улан-Удэ Цыбигма Лубсанова детально продемонстрировала методические аспекты использования электронного учебника «Эхэ хэлэн» на уроках бурятского языка и литературы при дистанционном обучении.
Учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Могсохонская СОШ» Кижингинского района Дулма Бадмаева ознакомила участников со своим опытом работы по преподаванию родного (бурятского) языка и родной (бурятской) литературы в условиях дистанционного обучения («Бэлиг-үүн толиин» шэмые бэедээ шэнгээн бадаруулнаб» Э-Х. Галшиев).
Учитель бурятского языка детского сада № 104 «Зорька» г. Улан-Удэ Жаргалма Цыренова рассказала о персональном блоге педагога как дидактическом средстве. Из данного выступления участники семинара узнали о блоге педагога как хранилище и классификации учебной информации в любом виде (графики, карты, рисунки, фотографии, видео и др.).
Докладчиком были выделены ряд главных дидактических свойств блога:
- существование в контексте личности автора;
- интерактивность по принципу «я» - «всем», «все» - «мне»;
- эффективность организации учебного информационного пространства;
- максимальная степень реализации мультимедийности;
- простота использования и доступность.
Также педагогом созданы открытые и закрытые сообщества, где обсуждаются наболевшие проблемы педагогов города.
Учитель бурятского языка детского сада № 15 «Радуга» г. Улан-Удэ» Сэсэгма Будаин осветила теоретический и практический аспекты использования «Лэпбук» (интерактивная папка) как инновационной образовательной технологии обучения устной бурятской речи в ДОО.
Воспитатель старшей дошкольной группы МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Санжидма Хубракова рассказала о роли интерактивных мнемотаблиц в развитии родной (бурятской) речи дошкольников по произведениям Р. Номтоева «Аршаанай дуhал» (Капля рашияны). 
В завершении семинара участники обменялись мнениями и предложениями, отметили актуальность данной темы.