Секционное заседание учителей биологии и химии на тему: «Содержательные аспекты модернизации системы общего образования: ресурсы издательства «Просвещение» августовской конференции работников образования Республики Бурятия состоялось в МАОУ «Гимназия №14» г. Улан-Удэ. В работе секции приняли участие 91 учитель из 17 районов республики Бурятия и г. Улан-Удэ. Всего было зарегистрировано 57 учителей биологии и 34 учителя химии.
Со словами приветствия и открытия секционного заседания учителей биологии и химии выступила модератор секции Елена Тармаева, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой инновационного проектирования ГАУ ДПО РБ «БРИОП». Далее, всех участников поприветствовала директор МАОУ «Гимназии №14» Галина Иевская.
В работе секции основное выступление по разным темам было предоставлено Глебу Швецову, методисту редакции биологии Центра естественно-математического и технологического образования АО «Издательство «Просвещение».
Первая тема была посвящена проблеме организации познавательной деятельности учащихся и ее активизации в современных образовательных условиях (с использованием компонентов УМК по биологии «Линия жизни» и УМК по химии Рудзитиса Г.Е. издательства «Просвещение»). Были раскрыты основные векторы развития естественно-научного образования в условиях модернизации образования, подробно рассмотрены вопросы комплексного подхода к преподаванию профильных дисциплин. Также отмечено, что на модернизацию системы образования повлияли такие события, как Болонский процесс, реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение ФГОС, Закон об Образовании № 273-ФЗ.
Были продемонстрированы УМК по биологии и химии издательства «Просвещение», происходило ознакомление с основными аспектами содержания и составляющих компонентов УМК по предметам. Кроме того, была дана краткая информация об авторах учебников, методистах, возможности дальнейшего сотрудничества и продемонстрирован потенциал электронных приложений к учебникам, способы их применения, электронные адреса для пользования.
По просьбе участников конференции были обсуждены проблемные зоны при выполнении обучающимися заданий Всероссийских олимпиад школьников. Был обозначен профессиональный дефицит учителей при подготовке одаренных детей к олимпиадам разного уровня. Отмечено, что наблюдается слабая подготовка участников олимпиад по практическому туру. Затруднения в основном вызывают задания по ботанике, анатомии и систематике. Задания по микробиологии, совмещенные с генетикой, практически не выполняются.
Наибольшую заинтересованность со стороны учителей вызвали вопросы организации учебно-проектной, исследовательской и внеурочной деятельности.
Методистом были предложены разного направления проекты, раскрыта методология организации учебной исследовательской работы. В ходе работы секции была организована рабочая группа для выработки рекомендаций и по итогам работы секции выработаны следующие рекомендации:
1. Для создания единого биолого-химического образовательного пространства Республики Бурятия, на основе мониторинга используемых УМК школами РБ по химии и биологии, выбрать не более 3-х авторских линий;
2. Для усиления практико-ориентированного обучения обеспечить пополнение, обновление материально-технической базы для проведения практикумов по химии и биологии;
3. В условиях сокращения учебного времени на освоение школьного курса химии рассмотреть целесообразность в 7 классах введения пропедевтического курса;
4. Наряду с интегрированным предметом «Естествознание» на уровне среднего общего образования, сохранить учебные предметы «Биология», «Химия» и «Физика»;
5. Усилить метапредметное содержание учебников, КИМов УМК;
6. Усилить престиж учителя через проекты федерального уровня.
Алена Шагдурова, к.п.н, старший преподаватель кафедры инновационного проектирования БРИОП