26 октября в режиме онлайн на платформе ZOOM прошел межрегиональный научно-практический семинар «Речевая развивающая среда на родном языке в ДОУ как условие сохранения и развития родного языка», где приняли участие сто педагогов Республики Бурятия и Алтай. Организатором и инициатором этого мероприятия выступила кафедра педагогики и психологии детства Бурятского республиканского института образовательной политики.
Обсуждались актуальные вопросы по развитию речи детей дошкольного возраста на родном языке и о реализации регионального авторского экспериментального проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОУ на бурятском языке» профессора С. Ц. Содномова.
В этом проекте в режиме эксперимента работают 14 детских садов республики и задачей является то, чтобы научить детей дошкольного возраста воспринимать бурятскую речь и говорить на языке своих предков.
В своем выступлении ректор института, доктор педагогических наук Владимир Цыренов сказал, что инновационный проект института образовательной политики Республики Бурятия по погружению детей в монолингвальную речевую развивающую среду на бурятском языке даёт положительные результаты и благодаря этому данным проектом заинтересованы и другие регионы.
Сономбал Цыденов, заведующий кафедры педагогики и психологии детства, профессор института ознакомил участников семинара о состоянии бурятского языка в детской среде нашей республики и о возможностях его сохранения и развития.
Олеся Тозыякова, методист кафедры методики преподавания алтайского языка и литературы БУ ДПО РА «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» представила в своём докладе аналогичную картину с нашим регионом по владению родной речью среди воспитанников детских садов Республики Алтай, так же она подчеркнула, что у них реализовывается полилингвальная модель обучения алтайскому языку детей дошкольного возраста.
О проектировании монолингвальной речевой развивающей среды в детском саду на практике показала специалист кафедры педагогики и психологии детства, координатор регионального проекта Дарима Дашиева.
Педагоги поделились своим опытом и представили успешные практики организации погружения в речевую среду на родном языке детей дошкольного возраста и определили дальнейшие ориентиры взаимодействия.
В целом, все пришли к тому мнению, что именно дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, развития и становления всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической. И чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им в дальнейшем пользоваться, и потому, если ребёнок овладеет родным языком еще в раннем детстве, то, безусловно, родной язык будет сохранен и дальше развиваться.