28 февраля исполнилось 100 лет видному советскому и российскому ученому — культурологу и литературоведу Юрию Михайловичу Лотману (1922— 1993). В этот день кафедра гуманитарных дисциплин провела региональный круглый стол, посвященный этой знаменательной дате. В нем приняли участие и выступили с докладами учителя и преподаватели школ и вузов республики, научные сотрудники из Иркутска, Тувы, Москвы. Большой интерес программа круглого стола вызвала у слушателей — учителей республики. В проведении конференции на платформе ZOOM зарегистрировались 55 человек.
С приветствием выступил ректор БРИОП, д.п.н., доц. Владимир Цыренов, выразив удовлетворенность участием учителей города и районных школ и тем, что сложные вопросы научно-педагогической деятельности поднимаются и обсуждаются учителями литературы и других гуманитарных дисциплин. Модератор конференции профессор Светлана Имихелова подчеркнула актуальность наследия Ю.М. Лотмана в преподавании литературы в школе. В своем докладе она остановилась на проблеме «обучения культуре», выдвинутой ученым и заключающейся во включении обучающих и обучаемых в пространство культуры, чтобы прикоснуться к глубинному пониманию процессов развития русской культуры и литературы.
Вопросы типологии культуры также рассматривал в своем докладе о работах Лотмана по русскому роману 19 века, в том числе роману Лермонтова «Герой нашего времени» к.ф.н. Евгений Монгуш, проректор по науке Тувинского госуниверситета.
Наибольшее количество докладов было посвящено интерпретации методологических идей и методических способов в практике преподавания русской литературы: д.п.н., проф. Иркутского госуниверситета Ирина Сосновская, проф. д.ф.н. БГУ им. Д. Банзарова д.ф.н., проф. Вера Башкеева, д.ф.н., доц. Оксана Колмакова, к.ф.н, директор школы № 8 Оксана Грязнова.
Единению литературоведческой науки и практической деятельности учителей словесности посвятили свои доклады ведущие учителя г. Улан-Удэ: Светлана Васильева (Гимназия № 14), Татьяна Цыренова (СОШ № 32), Елена Ермоленко (Российская гимназия № 59), Надежда Цыбикова (Лингвистическая гимназия № 3). Их поддержали старший преподаватель КГД БРИОП Ирина Цыренова, учителя Турунтаевской гимназии Оксана Шульгина, Могойтинской СОШ Лариса Дондупова. В докладах был подытожен их собственный опыт преподавания литературы в школе с позиций культурологического подхода, использования методов восприятия, анализа, интерпретации произведений литературы как текстов культуры. Старший преподаватель ВСГИК Дарья Муллина утверждала в своем докладе необходимость включения в программы внеклассного чтения и внеурочной деятельности произведений, основанных на классике и нашедших отражение в размышлениях Ю.М. Лотмана.
В целом разговор получился интересный, продуктивный, вызвал благодарность у слушателей. Они отмечали в вопросах и репликах, что завет Ю.М. Лотмана говорить о сложных проблемах просто и увлекательно повлиял на саму атмосферу круглого стола, на вывод о необходимости серьезного разговора о методологическом инструментарии для учительского сообщества. Призыв ученого вносить память культуры в нашу деятельность, прилагать нравственно-интеллектуальные усилия в труд гуманитариев нашел понимание и поддержку у участников научного мероприятия.
Светлана Имихелова, профессор КГД