14 мая 2021 г. ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» организовал республиканский семинар «Формирование функциональной грамотности обучающихся при реализации сетевых образовательных программ» для педагогических работников и руководителей школ Сетевого дистанционного образовательного кластера Республики Бурятия.
Семинар организован и проведен в соответствии Плана мероприятий Министерства образования и науки Республики Бурятия по повышению качества образования Республики Бурятия на 2021 год на основе результатов международных сопоставительных исследований качества образования (PISA).
Участников семинара приветствовали В.А. Поздняков, заместитель министра – председатель комитета общего и дополнительного образования Министерства образования и науки РБ, В.Ц. Цыренов, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.пед.н., от СДОК РБ С.Х. Очирова, директор МАОУ СОШ №7 г. Улан-Удэ.
Количество участников – 50 в очном режиме, 10 подключений на платформе ZOOM.
На пленарной части семинара выступили Л.Е. Халудорова, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, д.пед.н. с докладом «Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности», Я.В. Олзоева, доцент, д.филол.н. – «Текстовый подход как основа формирования функциональной грамотности обучающихся», И.Б. Буртонова, руководитель Центра воспитания и дополнительного образования, доцент, к.пед.н. – «Внеурочная воспитательная деятельность при реализации сетевой программы: разработка и реализация», А.В. Андреева, руководитель Центра информационных технологий, дистанционного и сетевого образования, ст. преп. кафедры естественно-математических дисциплин с докладом «Система работы по формированию компьютерной грамотности обучающихся», Т.В. Гармаева, доцент кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО «БРИОП», доцент кафедры психологии детства Педагогического института ФГБОУ ВО «БГУ имени Доржи Банзарова», к.псх.н. – «Психологические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся».
На семинаре работало 4 площадки секционных заседаний.
На секциях «Формирование математической грамотности обучающихся», «Формирование естественно научной грамотности обучающихся», организованных кафедрой естественно-математических дисциплин у участников были актуализированы их предметные знания, необходимые для решения задач повышенной сложности, организован разбор структуры и содержание заданий, их погрузили в практику решения задач PISA, участники поработали на сайтах, самостоятельно составили и проанализировали задания.
На площадке кафедры гуманитарных дисциплин прошло обсуждение основных приемов и техник формирования «Формирование читательской грамотности обучающихся» через ознакомление с теоретическими основами, анализ ситуационных заданий в формате PISA (на платформе РЭШ), проектирование ситуационных заданий по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка, литературы, иностранных языков, истории и обществознания, защиту проектов.
На площадке «Управление формированием функциональной грамотности обучающихся: сетевой, школьный уровни» работали руководители школ СДОК РБ, директора, заместители директоров. Для них было презентовано применение коучинговых инструментов для управления. В активном диалоге была проанализирована модель многоуровневой системы развития профессионального мастерства педагогов, получены ответы на следующие вопросы: Каково содержание методической работы, обеспечивающей эффективное формирование функциональной грамотности обучающихся? Что должно быть сделано нам школьном уровне? На сетевом уровне? Какие условия необходимо создавать? Как связать развитие компетенции учителей с качеством образовательных результатов? Каково видение Вами региональной методической службы? Каковы задачи и суть деятельности?
РЕЗОЛЮЦИЯ
республиканского семинара
общеобразовательных организаций СДОК РБ
По результатам прослушанных докладов и аналитической работы, а также организованной дискуссии на секционных заседаниях выработано следующее решение о необходимости целенаправленной реализации следующих направлений работы:
На базе школ СДОК РБ:
- Активизировать деятельность методических служб школ, управлять процессом формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе с применением коучинговых механизмов.
- Создать условия для развития профессиональных компетенций учителей. Обеспечить междисциплинарную интеграцию учителей.
- Системно внедрять в образовательный процесс подходы, техники и приемы формирования у обучающихся их функциональной грамотности.
- Создать банк заданий, пособий, учебных занятий, направленных на презентацию опыта формирования функциональной грамотности обучающихся.
На базе ГАУ ДПО РБ «БРИОП»:
- Организовать курсы повышения квалификации педагогических работников и руководителей ОО по обучению их техникам и приемам формирования функциональной грамотности обучающихся. Включить в План-Проспект образовательных услуг БРИОП 2022 г. программы бюджетных курсов повышения квалификации для педагогических работников и руководителей СДОК РБ на основе их заявок.
- Организовать систему методического, психолого-педагогического консультирования и методической, психолого-педагогической поддержки педагогических работников и руководителей ОО.
- Активизировать деятельность стажировочных площадок по развитию методических и психолого-педагогических компетенций педагогических работников и руководителей ОО.