В 2020 году в 40 регионах РФ запущен мониторинг качества дошкольного образования на основе данной Концепции в экспериментальном режиме. Концепция МКДО формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных, внутриорганизационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, системы независимой оценки качества дошкольного образования, задающей условия для формирования единого образовательного пространства РФ. Мониторинг, реализуемый на методологической основе Концепции МКДО, позволяет усовершенствовать механизмы внутренней и внешней оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях, получить данные, необходимые для развития муниципальной, региональной и федеральной системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования. В основу Концепции МКДО заложена серьезная научно-методологическая база, сформированная Рособрнадзором в течение нескольких лет в ходе национальных исследований качества дошкольного образования и апробации системы МКДО.
C 2014 года во всех субъектах РФ в соответствии с действующими требованиями нормативных правовых актов реализуются мониторинговые мероприятия в сфере дошкольного образования с использованием различных собственных и независимых разработок. Разнообразие реализуемых подходов и моделей оценки качества не позволяет интегрировать на федеральном уровне данные региональных мониторингов без потери ключевой информации. В этой ситуации возникла необходимость унификации подходов мониторинга качества дошкольного образования на всех уровнях системы дошкольного образования РФ, обеспечения единства понимания требований ФГОС ДО, определения существенной для мониторинга качества информации об образовательной деятельности ДОО. Единая система мониторинга качества дошкольного образования объединяет требования разных действующих нормативных документов и задает четкие ориентиры для работы всей системы дошкольного образования, предоставляет качественные данные для реализации контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства об образовании, создает доказательную основу для дальнейшего развития российского дошкольного образования.
В данной ситуации, члены рабочей группы (представители МОиН РБ, сотрудники кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП», специалисты управлений образования, руководители, старшие воспитатели ДОО) по обсуждению и апробации системы оценки качества дошкольного образования (приказ МОиН РБ №774 от 17.06.2020г. «О создании рабочей группы») прошли обязательное обучение по курсу повышения квалификации «Комплексная подготовка экспертов к проведению экспертной оценки качества дошкольного образования в ДОО с использованием инструментария МКДО» в Национальном институте качества образования (г. Москва). Получен пакет документов МКДО, позволяющий в 2021 году, после завершения эксперимента Рособрнадзора, проводить мониторинг в регионе с учетом единых федеральных требований к оценке качества дошкольного образования.