Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведенное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углубленного изучения основного курса «Русский язык».
О проблемах преподавания, специфике и путях реализации предметной области в школах Республики Бурятия рассказала И.П. Цыренова, ст.преп. КГД ГАУ ДПО РБ «БРИОП». Были представлены модели организации преподавания русского родного языка и родной русской литературы в школах Республики Бурятия, рассмотрена специфика реализации предметной области в условиях поликультурного, полиэтнического образовательного пространства. Участники семинара были ознакомлены с УМК по русскому родному языку, в том числе вошедшими в Федеральный перечень учебников. Далее ведущими учителями были рассмотрены пути реализации предметов в основной школе. Об опыте преподавания русского родного языка в гимназии №14 г.Улан-Удэ рассказала С.В. Васильева, председатель БРО ООО АССУЛ. Интересен опыт работы гимназии с происхождением слова, этимологическими связями, концептами русского языка. Курс изучения русской родной литературы в условиях подготовки к итоговому сочинению и ГВЭ из опыта работы учителей школы №60 г.Улан-Удэ представили О.М. Реховская, О.А. Якимова, Ю.Б. Замятина, учителя школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов г.Улан-Удэ. Об уроках русского родного языка и родной литературы в контексте подготовки к ОГЭ по русскому языку рассказала Н.Л. Мельникова, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №35» г.Улан-Удэ. Н.К. Коробенкова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Окино-Ключевская СОШ» Бичурского района представила опыт работы по УМК О.М. Александровой, были рассмотрены ресурсы УМК для подготовки к итоговому собеседованию. Опыт использования творческих работ на уроках русского родного языка показала Ермоленко Е.В. , учитель русского языка и литературы МАОУ «Российская гимназия №59» г.Улан-Удэ. Далее был представлен опыт преподавания предметной области «Родной язык и родная литература» в Закаменском районе, о нем рассказала И.В. Цыренова, методист УО Закакменского района, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г.Закаменск.
Свою программу по русской родной литературе и опыт ее реализации представила И.Б. Костина, к.п.н, учитель литературы МАОУ «СОШ №2 с УИОП» г.Улан-Удэ. Участникам семинара было рассказано об отборе элементов содержания литературного образования в проектировании рабочих программ по русской (родной) литературе. Комплексный анализ текста на уроках родного русского языка и родной литературы по УМК Р.И.Альбетковой использует Т.А. Елаева учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №25» г.Улан-Удэ. О формировании речевых навыков на уроках русской родной литературы рассказала И.Ю. Архипова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ключевская СОШ» Заиграевского района, работу с семантикой современной лексики на уроках русского родного языка - Т.Е.Покровская, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №5» г.Улан-Удэ.
Семинар показал, что в школах республики учебные предметы родной (русский) язык и родная (русская) литература реализуются разнообразно и достаточно успешно. Учителя находят пути использования ресурсов предметной области и пособий для формирования предметных и личностных результатов, находя возможности для творчества и исследовательских проектов.