На семинаре рассматривались следующие вопросы:
1. Проблемные вопросы подготовки обучающихся к тестовой части ЕГЭ по русскому языку;
2. Комментарий к сформулированной проблеме как аналитико-синтетическая часть работы с текстом (критерий 2). Проблемы оценивания комментария;
3. Критерии оценивания развернутых ответов ЕГЭ по литературе;
4. Самоподготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
В начале семинара с приветственным словом к учителям-филологам республики обратился ректор БРИОП Владимир Цыбикжапович Цыренов. Преподаватели кафедры Ирина Павловна Цыренова и Лариса Алексеевна Гармажапова посвятили свои выступления самым проблемным вопросам подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе, рассмотрели пути их решения.
Также в рамках мероприятия учителями русского языка и литературы г. Улан-Удэ был представлен эффективный опыт подготовки выпускников к ЕГЭ в условиях дистанционного обучения и самоподготовки, вызвавший большой интерес у слушателей.
В своем выступлении Софья Владимировна Васильева, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №14» г. Улан-Удэ, проанализировав региональные аналитические отчеты о выполнении экзаменационных работ по русскому языку за последние годы, представила учителям обзор заданий, вызывающих наибольшие затруднения у экзаменуемых (часть 1), предложила методы и приемы, повышающие лингвистическую компетенцию обучающихся. Также Софья Владимировна рассказала, как она готовит 11-классников к ЕГЭ в условиях дистанционного обучения, самоподготовки выпускников.
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №32» г. Улан-Удэ Татьяна Леонидовна Цыренова рассказала о своем опыте подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Татьяна Леонидовна подробно рассказала о технологиях и методах, позволяющих успешно выполнять задания, требующие развернутого ответа (задания 8,15), об ошибках, допускаемых экзаменуемыми, представила методическую литературу, которая может быть использована учителем при подготовке к ЕГЭ. Кроме того, Т.Л. Цыренова обратила внимание учителей на то, что процесс подготовки к этому экзамену помогает решать главнейшую проблему преподавания литературы на современном этапе – изучение литературного произведения на основе его прочтения, так как успешное выполнение целого ряда экзаменационных заданий зависит от хорошего знания содержания изучаемых в школе произведений, на то, что ЕГЭ (как и любая другая форма аттестации) является элементом педагогической системы преподавания литературы в школе. Вследствие этого экзамен направлен на проверку не только знаний, но и умений, которые учащиеся должны приобрести за время обучения литературе как учебному предмету.
Ольга Михайловна Реховская (МАОУ» СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ) представила коллективный опыт учителей русского языка и литературы своей школы по разработке методических материалов для успешной подготовки к ЕГЭ. Методическое объединение учителей-словесников СОШ №60 на протяжении многих лет успешно готовит своих воспитанников к государственной итоговой аттестации, накоплен большой опыт, которым учителя щедро делятся с коллегами. Ольга Михайловна в своем выступлении подробно остановилась на вопросах разграничения темы и проблемы, автора и рассказчика в художественном тексте, различиях художественного и публицистического текстов, трудностях написания комментария по проблеме текста,
Учитель русского языка и литературы МАОУ «Лингвистическая гимназия №» Надежда Валерьевна Цыбикова рассказала о своем опыте работы над формулировкой проблемы анализируемого текста, предложила алгоритм работы с текстом для обучающихся с низким уровнем успеваемости: работа с ключевыми словами, нахождение оценочных выражений. Чтобы отработать эти умения, Надежда Валерьевна разработала множество приемов, благодаря которым выпускники успешно справляются с заданием, и на семинаре поделилась ими с коллегами.
В заключение хочется сказать, что семинар принес его участникам неоценимую пользу. Приёмы и методы учителей, направленные на глубокий анализ текста, на развитие всех видов грамотности позволяют решать практические задачи при подготовке к итоговой аттестации.
Выражаем большую благодарность учителям-профессионалам, которые поделились своими наработками с коллегами, и всем участникам семинара!