Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года № 536 говорится: п.1а «Правительству Российской Федерации принять меры на достижение следующих показателей: создание и модернизация 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году».
Вопросы обеспечения образовательных организаций учебно-методическим комплектом по технологическому образованию для решения современных задач каждого региона стояла в повестке Всероссийской конференции «Модернизация технологического образования в условиях XXI века», которая состоялась 19 февраля 2019 года в г. Москве /АО «Просвещение/.
В рамках конференции выступили: Владимир Казакевич, д.пед.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО; Галина Семенова, к.пед.н., старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО; Галина Пичугина, д.пед.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, главный редактор журнала «Школа и производство»; Алексей Серебряков, президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».
Материалы научно-практической конференции Вы можете скачать по ссылке:
https://cloud.prosv.ru/s/QNmee4eKzn7BQms
Рабочую программу можно приобрести в интернет-магазине издательства «Просвещение». Для этого необходимо перейти по ссылке:
https://shop.prosv.ru/texnologiya--rabochie-programmy--5-9-klassy3036
Информацию об учебниках можно найти на предметном сайте редакции технологического образования для школ издательства «Просвещение»:
http://technology.prosv.ru/
Предметная область «Технология», синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и
гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных
областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую
направленность общего образования. Важную роль в этой предметной
области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность
обучающихся, способствующая их творческому развитию. Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой третьей компонентой общего образования школьников наряду с гуманитарной и естественно-научной компонентами предоставляя им: возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, отбор и построение со- держания предметной области «Технология» строится на следующих концептуальных положениях:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и наличие в них современных научно-технических достижений;
• ознакомление с перспективными технологиями и высокотехнологичными отраслями производства, ориентированными на инновационный характер развития экономики России;
• политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно- нравственного, эстетического и физического развития учащихся;
• профориентационная, предпринимательская и экологическая направленность.
Содержание обучения в предметной области «Технология» включает в себя следующие составляющие: общие принципы технологической деятельности, технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; технологические процессы художественно-прикладной обработки материалов; технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии получения, преобразования и ис-пользования энергии; технологии получения, преобразования и использования информации, перспективные технологии XXI века;| (робототехники, 3D прототипирования, нанотехнологий, биотехнологий и др.) дизайн в технологической деятельности, элементы прикладных экономических знаний и предприни¬мательской деятельности; сведения о мире профессий, поведении на рынке труда; методы исследовательской и творческой деятельности; формы, методы и средства организации культурного быта и содержательного досуга; экономические и экологические характеристики технологических процессов, история развития техники и технологий.
В результате освоения предметной области «Технология» обучающиеся овладевают следующими инвариантными обязательными умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- ставить перед собой задачи, уметь их кратко формулировать;
- находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологиче¬скую документацию;
- проектировать предметы труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планировать
свою практическую деятельность с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;
- самостоятельно овладевать общетрудовыми, политехническими и спе¬циальными знаниями и умениями выполнения трудовых операций, пользования средст¬вами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
- реализовывать проекты, создавать и оценивать продукты труда (материальные или интеллектуальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
- выполнять безопасные приемы работ при использовании инструментов и оборудования;
- анализировать и оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, материальных объектов труда, технологий их изготовления;
- давать элементарную экологическую оценку технологическому процессу и результату практической деятельности;
- выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные возможности, интересы и склонности к различным изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- выполнять работу самостоятельно, а также на основе делового общения и сотрудничества в коллективе.
Намжилов Семен Ринчинович, ст. препод. кафедры ЕМД ГАУ ДПО РБ «БРИОП»