18 мая 2017 года на базе МАОУ «СОШ №58» г. Улан-Удэ прошел заключительный практико-ориентированный республиканский семинар для учителей бурятского языка как второго «Система диагностики и оценки образовательных результатов в условиях реализации ФГОС». Серия семинаров была проведена в течение 2016-2017 учебного года лабораторией развития бурятского языка и литературы БРИОП совместно с Комитетом по образованию г. Улан-Удэ в рамках постоянно действующего методического практико-ориентированного семинара для учителей бурятского языка как второго «Проектирование современного урока бурятского языка в условиях реализации ФГОС общего образования» и данный семинар является завершающим семинаром из этой серии. В целом, в работе семинаров приняли участие 91 человек, в том числе учителя бурятского языка Баргузинского, Хоринского, Селенгинского, Заиграевского, Прибайкальского, Иволгинского, Тарбагатайского районов и г. Улан-Удэ.
В ходе реализации проекта был проведен ряд семинаров, посвященных технологии целеполагания современного учебного занятия по бурятскому языку как второму, структурированию учебного занятия бурятского языка как второго с позиций требований ФГОС, применению образовательных технологий как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроке бурятского языка как второго.
Завершающий семинар был посвящен теме диагностирования и выстраиванию системы оценивания образовательных результатов на уроке бурятского языка как второго в условиях реализации ФГОС и направлен на систематизацию знаний учителей о разработке и использовании системы оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов на учебных занятиях по бурятскому языку как второму.
На открытии семинара с приветственным словом выступил директор МАОУ «СОШ №58» г. Улан-Удэ Роман Леонтьев. Далее был представлен доклад Баирмы Цырендоржиевой, к.ф.н., зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы БРИОП о построении системы оценивания на уроках бурятского языка в современных условиях, об особенностях использования системы формирующего оценивания при обучении бурятскому языку как второму.
Программа семинара предполагала проведение и обсуждение открытых учебных занятий по бурятскому языку как второму, демонстрации современных образовательных технологий оценивания, используемых коллективом учителей бурятского языка школы №58. Так, учитель бурятского языка Альбина Будаева провела открытое учебное занятие по теме «Малида ошоё» (3 класс), которое было направлено на формирование и совершенствование грамматических навыков в речевой ситуации «День рождения». Цындымой Дашиевой, учителем бурятского языка было проведено обобщающее учебное занятие в 4-м классе по теме «Зунай амаралта», в ходе которого учащиеся наряду с освоением новых лексических единиц и речевой модели показали умения комплексного применения усвоенного языкового и речевого материала. Необходимо подчеркнуть, что на данном занятии учителем были применены разные формы организаций учебной деятельности: аудиовизуальные методы, ИКТ. Кроме того, Вера Дондокова, учитель бурятского языка провела мастер-класс на тему «Формирующее оценивание как основа современного урока», в ходе которого участниками были изготовлены макеты разных вариантов бурятского национального головного убора «буряад малгай».
По результатам проведенного семинара учителя выразили благодарность организаторам и высказали пожелание о необходимости дальнейшего продолжения проведения методических семинаров для учителей бурятского языка как второго в таком же формате. Совместно с участниками был выстроен план ближайших практико-ориентированных семинаров по обучению бурятскому языку как второму на 2017-2018 учебный год.
Организаторы семинара благодарят коллективы учителей бурятского языка, администрацию общеобразовательных школ № 32, 52, 54, 58 г. Улан-Удэ, Центр мониторинга и развития образования Комитета по образованию г. Улан-Удэ за поддержку, теплый прием и активное участие в организации и проведении данного проекта.
Баирма Цырендоржиева, к.фил.н., зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы