Cекции №2 «Повышение качества дошкольного образования как фактор развития человеческого капитала»

Секция дошкольное образование 229 августа 2016 года в рамках августовской конференции работников образования Республики Бурятия «Образование - основной ресурс развития человеческого капитала» состоялась работа секции №2 «Повышение качества дошкольного образования как фактор развития человеческого капитала».
В работе секции приняли участие Людмила Боросгоева, консультант отдела дошкольного и общего образования МОиН РБ; Туяна Будаева, главный специалист Министерства здравоохранения РБ; Светлана Будашкаева, председатель правления Регионального общественного фонда «Здоровье Бурятии»; Юрий Филев, монтессори-гид частного детского сада «Изумрудный город» г. Улан-Удэ - «Монтессори педагогика»; Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования ГАУ ДПО РБ БРИОП; специалисты районных управлений образования, руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций Республики Бурятия.
Людмила Боросгоева в приветственном слове отметила, что тpaдициoнная aвгуcтoвcкая кoнфepeнция дaет старт нoвoму учeбнoму гoду и являeтcя пpeкpacнoй вoзмoжнocтью для oпpeдeлeния ключeвыx нaпpaвлeний paзвития и oбcуждeния нoвыx идeй. Тема республиканской конференции связана с проблемой развития человеческого капитала. Человеческий капитал - это интеллект, здоровье, знания, качественный, производительный труд и качество жизни. Исследования свидетельствуют о том, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера, он способен накапливаться и воспроизводиться.
В докладе «О перспективах развития дошкольного образования в Республике Бурятия» Людмила Боросгоева обратила внимание участников Конференции на то, что в республике в течение трех лет реализовывался проект по модернизации региональных систем дошкольного образования. Привлечено в систему дошкольного образования из федерального и республиканского бюджетов 1млрд.785млн.руб., создано более 18 тысяч мест. Реализация проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования позволила не только увеличить доступность дошкольного образования, путем создания дополнительных мест, но и дошкольные учреждения получили возможность существенно улучшить условия пребывания детей и получения качественного дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В настоящее время подготовлена концепция строительства детских садов с учетом количества детей и приоритетности, всего планируется построить более 150 детских садов на сумму около 26 млрд. руб.
Докладчик указала, что в системе дошкольного образования республики при абсолютном доминировании государственных дошкольных организаций (97%) расширяется негосударственный сектор, так в 2015 году возросло количество лицензированных частных дошкольных организаций с 11 до 20. Реализация права на равный доступ к финансированию из республиканского бюджета позволила снизить нагрузку на государственную инфраструктуру и обеспечить качественно новый уровень предоставления услуг, при этом ведется работа по внедрению различных механизмов выравнивания стоимости услуг для потребителя.
Людмила Боросгоева отметила, что предметом особого внимания является реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: проектирование основной образовательной программы с учетом современного поликультурного пространства нашей республики, богатого традициями опыта постоянного языкового взаимодействия. В республике реализуется проект по разработке билингвальной среды в дошкольных учреждениях, новизна которого заключается в том, что создается особое языковое образовательное пространство детского сада, преимуществом которой является ее технологичность. Организация развивающего пространства в детском саду в форме квест игры позволило оценить среду на предмет соответствия требованиям стандарта и начать проектировать в реальном ресурсном обеспечении.
Участие республики в лонгитюдном исследовании качества дошкольного образования, которое инициировали Рособрнадзор совместно с ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» в 40 регионах РФ позволит, сказала докладчик, сформировать независимую оценку качества дошкольного образования, механизмы внутреннего контроля и развития дошкольных образовательных организаций на основе Шкал EСERS-R.
В заключении Людмила Боросгоева отметила, что обеспечение доступности качественного дошкольного образования может быть достигнуто за счет обновления содержания и технологий обучения и воспитания в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; формирования системы оценки качества дошкольного образования и расширения форм взаимодействия с учреждениями здравоохранения, культуры, социальной защиты и других гражданских институтов.
Туяна Будаева в докладе «О состоянии здоровья детей дошкольного возраста, роль взаимодействия учреждений здравоохранения и образования» сказала, что медицинские осмотры детей проходят в соответствии с утвержденным графиком и представила структуру выявленных заболеваний у детей от рождения до 6 лет. В структуре детской инвалидности за последние три года отмечается рост заболеваний нервной системы, а среди ограничений жизнедеятельности у детей-инвалидов в республике доминирующими являются ограничения способности к самостоятельному передвижению, обучению, самообслуживанию и общению.
Туяна Будаева рассказала, что в 2009 году Программа «Солнышко» стала победителем в конкурсе, организованном государственным фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в номинации «Раннее вмешательство». Республиканская программа «Развитие и модернизация службы ранней помощи для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами «Солнышко» направлена на решение следующих задач:
• разработка модели межведомственного взаимодействия специалистов в процессе функционирования единой службы ранней помощи в Республике Бурятия на этапе перехода ребенка из программы ранней помощи в образовательную организацию;
• внедрение новых форм работы с целью социального включения семей с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детьми-инвалидами в равноправные партнерские отношения в обществе.
Докладчик обратила внимание на то, что Программы раннего вмешательства предназначены для всех детей первых лет жизни, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, и их семей. В течение пяти лет через службу ранней помощи прошло 740 семей с детьми с нарушениями развития Организован родительский университет «Особые дети, обычные семьи», «Арт-кафе», проводятся конкурсы, праздники, разрабатываются и реализуются проекты. За период реализации программы ранней помощи увеличилось количество семей, вышедших из службы ранней помощи и нуждающихся в получении услуг в образовательных и иных организациях. Сопровождение детей с ограниченными возможностями требует готовности образовательных учреждений к принятию такого ребенка, и, прежде всего, в повышении профессиональной компетентности специалистов.
Туяна Будаева представила дальнейшие ожидаемые результаты реализации Программы:
• улучшение состояния здоровья детей, максимальное использование их реабилитационного потенциала, содействие всестороннему развитию;
• улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
• увеличение числа специалистов, предоставляющих реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам;
• создание позитивного пространства в обществе в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, (увеличение количества волонтеров, здоровых детей и их родителей, участвующих в мероприятиях программы).
Светлана Будашкаева в докладе «Организация сопровождения детей дошкольного возрасте с ограниченными возможностями здоровья» представила центр «Аватар».
Екатерина Антонова, психолог Регионального общественного фонда «Здоровье Бурятии» познакомила с основными направлениями работы, формами организации деятельностей, проблемами, который решает Центр. Целью работы центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является успешная социализация ребенка с особыми возможностями здоровья. Психолог обратила внимание участников конференции на такое явление, как «инвалидизация сознания», т.е., потребительское отношение родителей детей-инвалидов, которое происходит от того, что родители не имеют представлений о компенсанаторных возможностях своих детей. Оптимальные условия для родителей и детей, отметила Екатерина Антонова, могут быть созданы при условии организованного взаимодействия семьи, образовательных, общественных и других организаций, которое заключается в следующем:
• раннее диагностирование, подробное информирование, консультирование специалистов служб сопровождения;
• правовое просвещение, разработка алгоритма взаимодействия служб сопровождения, контроль за созданием оптимальных условий для полноценного развития ребёнка;
• диагностирование, консультирование, выявление ресурсных, компенсаторных возможностей, коррекция, разработка индивидуального образовательного маршрута
Марина Молчанова, заведующий дошкольного образовательного учреждения «Тополек» Баргузинского района, представила информацию «Об опыте внедрения ФГОС дошкольного образования»: этапы введения и реализации образовательного стандарта для детей дошкольного возраста, программу введения педагогов в стандартизацию и модель образовательного процесса. Обратила внимание на критерии и показатели готовности педагога к реализации Стандарта, основные приоритеты образовательной работы с детьми, технологии образовательной деятельности, особенности проектирования развивающего предметного пространства в детском саду.
Анна Гергель, заведующий дошкольного образовательного учреждения №10 «Одуванчик» г. Улан-Удэ в докладе «Формирование системы оценки качества образования дошкольного учреждения» отметила, что оценка качества дошкольного образования проблема сложная, неоднозначная и дискуссионная. Представила формы оперативного контроля и оценки образовательной деятельности в детском саду с использованием электронной среды, гаджетов и информационных сервисов Google. Оценка качества дошкольного образования с использованием Шкал EСERS –R, которую организовали в детском саду, показала достоинства и проблемные направления деятельности детского сада. Анна Гергель отметила, что качественное дошкольное образование со стороны родителей может быть представлено такими показателями как: у взрослых теплые, отзывчивые взаимоотношения с детьми; детское учреждение имеет четкие образовательные цели; работники обладают необходимой квалификацией для работы с детьми в раннем детстве; среди персонала имеются подготовленные воспитатели; поддерживается участие родителей в обучении детей.
Юрий Филев, монтессори-гид частного детского сада «Изумрудный город» г. Улан-Удэ – «Монтессори педагогика» в докладе «Становление личности ребёнка в условиях Монтессори пространства» отметил, что дошкольное детство самый важный период развитии человека, где закладывается фундамент личности, развиваются свойства личности, «впитывающий разум», ребенок «закладывает свою операционную систему».
Юрий Филев отметил, что мы не можем влиять на ребёнка, но можем влиять на окружающее пространство, формировать его так, чтобы были стимулы для развития. Пропорциональная, соразмерная среда, в которой ребенок может самостоятельно, не обращаясь к взрослым сделать что-то нужное ему – «все по силам, все можно и «Ты сможешь!». Юрий Филев обратил внимание на то, что дети привыкли быть управляемыми, а мы должны создать условия для свободного выбора. Ребёнок волен заниматься тем, чем он хочет, имеет полное право сам решать когда, чем и сколько времени ему заниматься и если ребенок не научится самостоятельно делать выбор, не произойдет самого главного – ребенок не научится ставить цели. Развивающая предметная «монтессори-среда» предлагает детям 200-300 активностей, сам материал привлекает, «зовет» и ребенок делает выбор. Докладчик отметил, что культура, культурные способы деятельности передаются через непосредственные действия, взрослые являются моделями поведения, и базовые, эффективные способы поведения, например, умение договариваться заменяет модель конкуренции на модель сотрудничества.
В процессе дискуссии участники Конференции выработали следующее решение:
• повышение доступности качественного дошкольного образования за счет обновления содержания и технологий обучения и воспитания в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
• сохранение достигнутых показателей доступности дошкольного образования в рамках исполнения «майских указов»;
• продолжение работы по формированию системы оценки качества дошкольного образования
• расширение форм взаимодействия с учреждениями здравоохранения по укреплению здоровья детей.
Боросгоева Л.Б. "О перспективах развития дошкольного образования в Республике Бурятия"
Будаева Т.П. "О состоянии здоровья детей дошкольного возраста"
Будашкаева С.П. "Организация сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Гергель А.Б. "Формирование системы оценки качества образования дошкольной организации"
Филев Ю.Ю. "Становление личности ребёнка в условиях Монтессори пространства"

Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования БРИОП