На кафедре методики преподавания общеобразовательных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП» курирует предмет «Труд (технология)» Семен Намжилов, старший преподаватель. Сегодня он делится своими размышлениями по вопросам изменений в содержании данного предмета и заостряет свое внимание на его обновление.
В 2024 году c 1 сентября в российских школах появится обновленный предмет «труд», который заменит существующий сейчас предмет «технология». Это нововведение затронет учащихся начальной и основной школы, предлагая им не только традиционные занятия по работе с разными материалами, но и введение в компьютерные науки, робототехнику, 3D-моделирование и создание беспилотников.
В программу будут включены обязательные модули, а также модули по выбору. Основной задачей уроков станет знакомство с миром профессий и приобретение базовых навыков работы с различными предметами.
На уроках труда для учащихся с 1 по 4 классы будут представлены следующие ключевые области знаний и навыков: технологии, профессии и производства; технологии ручной обработки материалов; конструирование и моделирование; информационно-коммуникативные технологии.
Для учеников 5-9 классов вводятся специализированные модули, разделяющиеся на основные и дополнительные по выбору. Основные модулями являются: «Производство и технологии»; «Обработка материалов и пищевая технология»; «Компьютерная графика и черчение»; «Робототехника»; «3D-моделирование и макетирование»
Дополнительные модули включают: «Автоматизированные системы», «Животноводство и растениеводство».
Минпросвещения планирует регулярно обновлять перечень дополнительных модулей, адаптируя его под социально-экономические нужды региона. Среди возможных будущих направлений будут «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегающие технологии».
Программы по учебному предмету «Труд (технология)» начального и основного общего образования размещены на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Рабочие программы» https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
В конструкторе рабочих программ доступны актуальные шаблоны по учебному предмету «Труд (технология)»: https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm/.
По вопросам, связанным с реализацией федеральной рабочей программой по учебному предмету «Труд (технология)», можно обращаться на «Горячую линию» портала «Единое содержание общего образования»: https://edsoo.ru/faq/.
Основные отличия и ценности новой учебной программы заключаются в следующем:
• акцент на практическую деятельность и прикладные знания;
• получение учащимися базовых умений работы с разнообразными материалами;
• введение в мир профессий, помощь в самоопределении и выборе будущего пути в профессиональной сфере.
Обновленный предмет, помогает в формировании у подрастающего поколения уважения к труду и освоении востребованных навыков. Программа курса будет написана с учетом специфики и потребностей региона, что делает ее особенно актуальной и полезной для будущего профессионального развития учащихся.
Модули по выбору для уроков труда будут определяться каждой отдельной школой самостоятельно. Этот выбор будет основан на трех критериях:
• приоритетных направлениях технологического развития России, учитывающих национальные стратегии и планы в области науки и технологий;
• перечне критически важных и сквозных технологий, определяющих ключевые направления инновационного развития;
• региональных особенностях развития экономики, что позволяет учитывать специфические потребности и возможности каждого отдельного региона.
Этот подход позволяет адаптировать образовательную программу к реальным потребностям рынка труда в конкретном регионе и предоставляет учащимся возможность более глубоко изучить востребованные профессии, такие как современное животноводство или растениеводство, в зависимости от экономической специализации их местности.
Что касается формирования подгрупп на уроках труда, то в новой программе не предусматривается строгое разделение учащихся по половому признаку, как это было в советской системе образования. Вместо этого, формирование групп для изучения тех или иных модулей будет происходить с учетом интересов и предпочтений самих учеников и их родителей, от уровня обеспеченности материально-технической базы учебных мастерских, что поддерживает индивидуальный подход и равные возможности для обучения независимо от пола. Это решение обязательно отражается в образовательной программе образовательной организации отдельной строкой.
Не случайно министр просвещения РФ Сергей Кравцов прокомментировал, что «урок труда — яркий пример того, как ценный опыт советской школы можно наполнить новым смыслом, исходя из современных реалий и актуального запроса общества. Мы прививаем подрастающему поколению осознанные ценности труда, обучаем полезным навыкам. Учебные программы по предмету составляются с учетом наиболее востребованных на сегодняшнем рынке труда профессий».
Для успешной реализации учебной программы в школах нашей республики необходимы: укрепление материально-технической базы мастерских, обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами, обеспечение мастерских необходимыми расходными материалами; пиломатериалами, листовой и прутковой металлами, проволокой, тканями, продуктами и т.д., безусловно, это предусмотрено в нормативных документах.
В настоящее время в Цифровой экосистеме ДПО https://education.apkpro.ru (с 6 июня по 5 августа проходят курсы повышения квалификации «Обучение учебному предмету «Труд (технология)» в условиях внесения изменений в ФООП ООО», 72 часа в использованием дистанционных технологий обучения.
По Республике Бурятия зарегистрированы на эти курсы более 500 педагогов, из них на сегодня прошли обучение более 400 человек. Содержательный контент курсов предусматривает изучение богатого лекционного материала, презентации, промежуточное тестирование и выполнение 5 практических работ, курсы завершатся итоговой аттестацией. Наши учителя показывают достаточный уровень знаний по содержанию программного материала, владения различными технологиями обучения и примерами безопасной работы.