Завершился семинар-практикум «Методические основы обучения бурятскому языку, второму по учебно-методическому комплексу «Амар мэндэ-э!» на базе МБДОУ №35 «Алые паруса»

Лаборатория этнокультурного образования ГАУ ДПО РБ «БРИОП» совместно с ГБУ РЦ «Бэлиг», Центром сохранения и развития бурятского языка, кафедрой бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ провела серию практико-ориентированных семинаров «Методические основы обучения бурятскому языку, второму по учебно-методическому комплексу «Амар мэндэ-э!». Начальный курс обучения бурятскому языку детей старшего дошкольного возраста (на примере «Балма Баабгай хоёр»)». Основной целью проводимых семинаров была апробация учебно-методического комплекса по бурятскому языку «Амар мэндэ-э!», предназначенного для обучения дошкольников. Всего в рамках апробации было запланировано и проведено 6 практико-ориентированных семинаров, которые прошли на базе данного МБДОУ 8 апреля, 12 апреля, 19 апреля, 26 апреля, 10 мая, 17 мая 2016 г. В семинаре приняли участие свыше 60 учителей бурятского языка ДОО из Закаменского, Тункинского, Кяхтинского, Джидинского, Селенгинского, Иволгинского, Хоринского, Кижингинского, Мухорщибирского районов и г. Улан-Удэ.
В продолжение работы апробационных семинаров по обучению дошкольников бурятскому языку как второму, начатых в 2015 году, в качестве основной методической проблемы, рассматриваемой в ходе семинаров 2016 года, были вопросы формирования и совершенствования коммуникативно-речевых навыков, развития умений диалогической речи. В ходе семинаров учителями бурятского языка были проведены открытые учебные занятия на основе модуля «Балма Баабгай хоёр» учебно-методического комплекса «Амар мэндэ-э!». Каждый семинар включал активное обсуждение занятия участниками, а также его детальный методический анализ с акцентом на эффективность использованных технологий, методов и приемов. Участникам была предоставлена возможность на практике наблюдать внедрение требований ФГОС ДОО в образовательный процесс, в том числе такие его аспекты как развитие детской инициативы, использование технологии «провокации» и т.д. Кроме того, во время апробационных семинаров были продемонстрированы интересные методические находки, которые были применены на учебных занятиях, показаны мастер-классы от ведущих учителей бурятского языка. Семинар по апробации УМК «Амар мэндэ-э!» показал, что он может быть органично вплетен в учебный процесс ДОО.
Начиная с 2015 года, МБДОУ «Алые паруса» является одной из пилотных площадок МОиН РБ по внедрению трилингвальной среды развития (русской, бурятской и английской). В период проведения апробационного семинара на базе МБДОУ «Алые паруса» 12 мая 2016 года прошел завершающий семинар по реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях трилингвальной среды, который включал проведение образовательного события «Открытие сезона верховой езды». По результатам итогового семинара можно констатировать, что основные компоненты трилингвальной модели на базе экспериментального учреждения сформированы, в дальнейшем с целью распространения образовательной практики ДОУ в сфере трилингвального дошкольного обучения и развития, совершенствования профессиональной компетентности педагогов необходима работа по созданию на базе МБДОУ стажировочной площадки. Необходимо отметить, что за основу бурятского компонента трилингвальной технологии взят учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э!».
Подводя итог, можно заключить, что проведенный апробационный семинар показал о сформированном и достаточно интересном опыте по языковому образованию дошкольников на базе МБДОУ «Алые паруса». Условия практико-ориентированного мероприятия дали участникам возможность совместной творческой работы учителей бурятского языка и научного педагогического сообщества республики.