Творческая лаборатория «Разговоры о важном: патриотизм в стихах и песнях»


27 февраля кафедра гуманитарных дисциплин провела внебюджетное мероприятие – творческую лабораторию по созданию цикла школьных занятий на тему: «Разговоры о важном: патриотизм в стихах и песнях». Участниками мероприятия, проведенного в дистанционной форме, стали учителя русского языка и литературы, истории и начальных классов, а также педагоги, классные руководители образовательных учреждений Улан-Удэ (гимназия № 14, СОШ № 8, 17) и районов РБ: Мухоршибирского, Еравнинского, Тункинского, Иволгинского, Закаменского, Джидинского и др., а также магистранты Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова (специальность «Филологическое образование»).
фото 3О характере и направленности лаборатории свидетельствовали выступления учителей русского языка и литературы гимназии № 14 С. Васильевой и Л. Николаевой, заявивших следующие темы: «Как использовать анализ русской патриотической лирики на уроках литературы и внеурочных занятиях?», «Как изучать произведения о Родине?: к вопросу о развитии функциональной грамотности в изучении русской поэзии». Эти выступления задали тон всему мероприятию, так как содержали опыт научно-методического сопровождения уроков и внеурочных занятий по вопросам патриотического воспитания, и потому живо заинтересовали слушателей. Их активно обсуждали, следуя замечанию С. Васильевой, напомнившей значение слова «лаборатория» - это «место, где трудятся, работают». Предложенный ею деятельностный подход был осуществлен и при знакомстве с методикой рабочей тетради Л. Николаевой на материале стихотворений и песен русских и бурятских поэтов, отвечающих на вопрос: «С чего начинается родина?».фото 2
В. Башкеева и С. Имихелова, профессора Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, показали, что сегодня как никогда важно читать, изучать стихотворения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.А. Блока, знакомя молодое поколение с публицистическим пафосом поэтов-классиков, обращающихся к «клеветникам России» с гневным пророческим словом. Патриотическая лирика служит подспорьем учителю-гуманитарию в использовании методических приемов, осуществляющих требование метапредметности, – над этим тезисом старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин БРИОП Л.Н. Бурдуковской, также рассуждали в своих выступлениях участники лаборатории.
Так, И. Маскальцева, учитель истории и завуч Шигаевской СОШ, заострила вопрос о том, что в деле организации и проведения «Разговоров о важном» особенно необходим творческий потенциал классных руководителей. Преподаватель Колледжа традиционных искусств народов Забайкалья Т. Тугутова поделилась своим опытом проведения внеурочных мероприятий патриотической тематики. Учитель русского языка и литературы Кабанской СОШ и магистрант БГУ М. Ясутис говорила об актуальности и реальной пользе инновационных методов в использовании классической литературы, которые применяли выступившие учителя. С. Гусляков, магистрант БГУ, отметил важность разговора для будущих учителей-словесников об исследовательских проектах на материале патриотической поэзии. Учитель истории школы № 8 г. Улан-Удэ Л. Галданова в своем выступлении затронула вопрос об активном использовании учителями истории патриотической русской классики на внеурочных занятиях «Разговоры о важном».
Обобщая коллективную работу участников творческой лаборатории как в выступлениях, так и в процессе их обсуждения, руководитель лаборатории С. Имихелова отметила предложение опубликовать материалы проектных исследований по созданию цикла занятий «Разговоры о важном», подчеркнула необходимость изучать опыт работы творческих учителей, использованных ими авторских находок и идей в метапредметной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Особыми предложениями прозвучала необходимость и важность задачи изучения и внедрения наставнической деятельности, которая приобретает особую ценность в год наставника и педагога, а также усиление интеграции регионального компонента в воспитании у учащихся патриотизма и гражданской активности. Форма творческой лаборатории, по мнению ее участников, соответствовала достижению цели и задач прошедшего мероприятия.