18 августа 2021 года продолжается работа в завершающей секции №9 «Новые подходы к совершенствованию профессионального мастерства современного учителя» в Республиканской августовской конференции работников образования.
Работа проходит на облачной платформе ZOOM с трансляцией на сайте августконференция.рф (запись работы секции можно просмотреть пройдя по ссылке http://xn--03-6kcifmayp4aci2ajpow4b2m.xn--p1ai/page21172755.html).
Модераторы секции №9:
Цыдыпов Жаргал Гармаевич, начальник отдела кадровой и организационной работы Министерства образования и науки РБ;
Цыренов Владимир Цыбикжапович, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», доктор педагогических наук, доцент.
Жаргал Гармаевич поздравил всех участников конференции с праздником и пожелал плодотворной работы. Цель работы: открытое профессионально-педагогическое обсуждение актуальных вопросов совершенствования профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров Республики Бурятия.
В работе секции приняли участие более 300 участников – это руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и педагогические работники ОО, профессиональные педагогические сообщества, профессорско-преподавательский состав и специалисты АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» и ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», представителей ФГБОУ ВО «БГУ», ГБУ «РЦОИ и ОКО», ГБПОУ «БРПК».
Согласно программе, на секции выступили 8 спикеров с тематикой обсуждения актуальных проблем (единая федеральная и региональная системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; переподготовка кадров как форма непрерывного профессионального образования; роль муниципальных методических служб в системе профессионального развития педагогов; сетевое взаимодействие и др.). А также новых подходов к совершенствованию профессионального мастерства современного учителя по технологии тьюторства, менторства, наставничества в профессиональной деятельности; индивидуальный образовательный маршрут; профессиональные объединения как ресурс развития ключевых компетенций педагога и т.д.
С приветственным словом и открытия секции «Новые подходы к совершенствованию профессионального мастерства современного учителя» выступил Ангархаев Доржи Москвинович, заместитель министра – председатель Комитета экономики и кадровой политики Министерства образования и науки Республики Бурятия. Доржи Москвинович поделился с ключевыми направлениями работы Минпросвещения России, где добавил, что в приоритете – это повышение престижа педагогической профессии, создание условий для профессионального развития учителей, это работа по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров через непрерывное повышение профессионального мастерства на основе индивидуальных образовательных траекторий, а также поиска и внедрения лучших практик. И что сегодня, в рамках работы секции, предлагается рассмотреть новые подходы к совершенствованию профессионального мастерства современного учителя. А в завершении приветственного слова, Доржи Москвинович поздравил всех участников секции с началом нового учебного года, пожелав крепкого здоровья и творческих успехов!
1 Спикер Цыренов Владимир Цыбикжапович, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», доктор педагогических наук, доцент, с темой доклада «О новых подходах в совершенствовании профессионального мастерства педагогических работников», рассказал о региональной системе учительского роста с основными направлениями на формирование повышения предметных, методических, психолого-педагогических компетенций, спикер пояснил, что именно в рамках 500+ в перечисленных компетенциях педагоги испытывают дефициты. Поэтому формирование план-проспекта и перечень актуальных программ, сотрудники Института опираются на анализ стратегических документов, анализ результатов оценочных процедур, анализ запросов от ОО и ММС и анализ запросов на консультации, которые проводятся с педагогами. ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) который разрабатывается на основе педагогических дефицитов, является важной и основной формой Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ). Далее Владимир Цыренов рассказал об основных четырех направлениях центра, который откроет свои двери уже 1 сентября 2021 года. Спикер сделал акцент на то, что Центр является структурной единицей БРИОП и деятельность его не дублируется и не исключает деятельность существующих институтов дополнительного профессионального образования. Было представлены показатели эффективности ЦНППМ педагогических работников. В завершении Владимир Цыренов добавил, что проблемы есть, и они решаемы, если работать совместно и сообща.
2. Спикер Макарьина Ирина Альбертовна, ректор АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования", к.ф.-м.н. поздравила от всей Вологодской области коллег и всё педагогическое сообщество с проведением Республиканской конференции. Спикер в своем докладе по Функционированию центров непрерывного повышения профессионального мастерства: опыт Вологодской области, поделилась рассказала, что на территории Вологодской области работают 3 центра, которые отрыли свои двери в декабре 2019 года. С момента открытия охват педагогических работников уже составило более 12 тысяч. Это участие педагогов в мероприятиях, курсах повышения квалификации, участие в марафонах и т.д. Пояснила об основных задачах центров, где основной является сопровождение педагогов по ИОМ как вектора профессионального роста.
Ирина Макарьина обратила внимание на специфику центра, а именно подробно рассказала как образовательный ИОМ применяли в своей области (изначально это было школы НОР, а затем расширили работу и подключились педагоги ОО, учителя начальных классов, воспитатели ДОУ, педагоги доп.образования и т.д. Большую работу провели по расширению содержания программ, не только по предметным областям, но и компетенции, Доклад Спикера был информативным, но тем не менее по завершению доклада участниками секции возникали вопросы. Ирина Макарьина пригласила делегацию Республики Бурятия просмотреть Вологодскую область и поделиться опытом работы центров в очном режиме.
3. О переподготовке кадров как о направлении модернизации кадровых ресурсов современного образов09ания спикер Цыренова Марина Геннадьевна, директор Института непрерывного развития образования ФГБОУ ВО «БГУ им. Д. Банзарова», к.п.н., в своем докладе озвучила основную проблему: «Студенты не хотят связывать свое дальнейшее будущее с профессиональной деятельностью педагога», а затем, спикер предложила, как можно решить данную проблему с помощью пяти современных трендов. Спикер перечислила каждый из трендов и затем подробно их раскрыла, отметив стажировку и опыт ИНО, и активное участие районов республики Бурятия в данном опыте.
Доклад вызвал положительные отзывы участников секции, где об этом высказался учитель физической культуры МОУ «СОШ Хойтобэе».
4. Спикер Дугаржапова Людмила Владимировна, начальник отдела аттестации и развития профессиональных квалификаций ГАУ ДПО РБ «БРИОП» поделилась материалами по семилетнему исследованию и диагностике профессиональных компетенций педагогических работников управленческих кадров, в том числе, карьерного роста профессии учителя. Спикер обозначила важные приоритеты государственной политики в сфере ОКО (оценки качества образования). И рассказала о многообразии уровней предметной и методической компетентности педагогических работников, о целях и задачах, перечислила основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, а также о национальной системе учительского роста. Уже в сентябре 2021 года планируется апробация новой системы учителей в школах, внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист, учитель-наставник. Спикер сделала акцент, что при апробации - это позволит создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и повысит престиж.5. С опытом и практикой методического сопровождения педагогов на муниципальном уровне выступила Бурантарова Евгения Анатольевна, заведующая муниципальной методической службой Кяхтинского РУО. Спикер рассказала о ключевых направлениях, задачах и общественно значимых результатах ММС Кяхтинского РУО.
6. Спикер Гармаева Лариса Александровна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «СОШ № 7 г. Улан-Удэ» поделилась практическим опытом модели сетевого дистанционного образовательного кластера в Республике Бурятия. Рассказала о разработанных сетевых образовательных программах. В докладе Спикер поделилась ожидаемыми результатами, где приоритетным идет личностный рост и переход на новый уровень педагогического общения, а также повышения удовлетворенности родителей обучающихся, индивидуальный выбор содержания образования и формирования цифровых компетенций.
7. Содокладчик Дылыкова Ринчин Сандановна, к. филол.н., доцент, начальник учебного отдела ГАУ ДПО РБ «БРИОП» поделилась результатами на уровне региона сделав акцент на преемственность уровней образования, расширение ресурсных возможностей ОО РБ вне зависимости от места положения, а также на достижение высокого уровня подготовки. Результат на уровне учителей – это совершенствование педагогического мастерства завершила Ринчин Дылыкова. 8. Спикер Латкина Клара Трофимовна, председатель Ассоциации учителей математики Республики Бурятия поделилась новой разработкой модели передачи опыта «Менторства». Менторинг – это процесс очень эффективный, где есть существенные результаты, приобретение новых знаний и нового опыта по развитию профессионального роста и уверенности в себе учитель достигает в своей работе. Ментор - это руководитель и эксперт в своей области, гид, наставник, советник и человек, которому можно довериться. В докладе Клара Латкина предложила выстроить систему взаимодействия профессиональных образовательных сообществ через проведение ряда мероприятий (семинары, курсы, конференции, круглые столы); создать нормативно правовую базу регламентирующую работу менторов и разработать систему поощрения для Менторов.
9. Содокладчик Васильева Софья Владимировна, председатель Ассоциации учителей русского языка Республики Бурятия в докладе «Профессиональные объединения: точки роста и взаимодействия» поделалась положительным опытом, анализа ошибок и возможными решениями. Был представлен социально-значимый многоуровневый проект «ВООК-портал», где его цель - это модель идеального образовательного пространства. Озвучено ряд проведенных мероприятий через пилотные проекты. Каждый из 13 локальных проектов, направлен на заполнение пробелов в образовательном процессе, обусловленных отсутствием системного изучения национальной литературы. Докладчик поделилась проблемами, где получила поддержку от модераторов и участников секции.
Участники конференции активно принимали участие в обсуждении, задавали вопросы спикерам. В свободном микрофоне участники отметили, что происходящие в настоящее время изменения в системе образования, формируют новый подход к технологиям обучения, создается новая культура, меняется философия и парадигмы образования, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность педагога, где в свою очередь он должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.
Итогом работы секции, состоявшихся обсуждений и обмена опытом были выдвинуты предложения по принятию резолюции, которая позволит оперативно решать вопросы по перспективным направлениям педагогической деятельности.
{gallery}/2021/2021-9/{/gallery}