18 августа 2021 г. в рамках заседаний августовской конференции педагогических работников Республики Бурятия состоялась работа онлайн-площадки «Традиции и инновации в системе дошкольного образования». Организатор площадки – ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», кафедра педагогики и психологии детства.
Основной целью работы площадки стало открытое профессионально-педагогическое обсуждение актуальных проблем системы регионального дошкольного образования: вопросы грядущего мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) на основе Концепции, показателей, инструментария Национального института качества образования (г. Москва); проектирования авторской развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; самооценки педагогами профессиональных практик в рамках внутреннего мониторинга ДОО; системы психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями; разработки Программы воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи, пространства реализации ребенка как ресурса изменения качества дошкольного образования, формирования подходов к организации монолингвальной среды речевого развития дошкольников.
В работе площадки приняли участие более 600 человек; в том числе начальники, специалисты, методисты муниципальных управлений образованием, руководители старшие воспитатели, педагоги дошкольных образовательных организаций, представители научного сообщества Республики Бурятия и Российской Федерации. Были обсуждены следующие вопросы: «Пространство детской реализации как ресурс изменения качества дошкольного образования»; «Речевая развивающая среда в ДОО в современных условиях»; «Мониторинг качества дошкольного образования: Концепция, механизмы, инструментарий»; «Проектирование развивающей среды ДОО как условие обеспечения качества дошкольного образования»; «Внутренний мониторинг качества дошкольного образования: проблемы и пути их решения»; «Создание качественных условий получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами»; «Программа воспитания в ДОО: от идеи до результата».
Участники площадки «Традиции и инновации в системе дошкольного образования» согласны с мнением о том, что качественное дошкольное образование обеспечивается в том случае, если у ребенка имеется достаточное пространство детской реализации, которое является необходимым условием развития его индивидуальности и формирования личности. Педагог должен уметь поддерживать инициативы ребенка на всех этапах дошкольного детства, во всех видах деятельностей (игре, общении, познании). О современных вызовах, стоящих перед системой дошкольного образования Российской Федерации, рассказала проректор Международной педагогической академии дошкольного образования Ольга Веннецкая.
Создание речевой развивающей среды в дошкольной образовательной организации очень важно для появления письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого развития и языкового образования ребенка. Сегодня в Республике Бурятия особенно актуальна проблема развития родной бурятской речи, приобщения детей к традиционной культуре народа. К сожалению, на сегодня для многих детей-бурят бурятский язык является генетически родным, но функционально вторым языком. В целях сохранения бурятского языка, кафедрой педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП» проводится республиканский эксперимент по созданию монолингвальной развивающей речевой среды на бурятском языке в девяти ДОО г. Улан-Удэ и муниципальных образований. О промежуточных результатах эксперимента, формировании подходов к созданию монолингвальной речевой среды рассказал заведующий кафедрой педагогики и психологии детства Сономбал Содномов.
По заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2019 году Национальным институтом качества образования разработана и апробирована система мониторинга качества дошкольного образования РФ (МКДО). В основе Концепции МКДО лежат принципы и подходы ФГОС ДО, результаты предшествующих многолетних исследований качества дошкольного образования, разработан комплект организационно-методических материалов. Концепция МКДО формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных, внутриорганизационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, систем независимой оценки качества дошкольного образования, задающей условия для формирования единого образовательного пространства РФ. Мониторинг, реализуемый на методологической основе Концепции МКДО, позволяет усовершенствовать механизмы как внутренней, так и внешней оценки качества образования в ДОО, получить данные, необходимые для развития муниципальной, региональной и федеральной системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования для всех заинтересованных лиц. О грядущем мониторинге качества дошкольного образования в ДОО Республики Бурятия (сентябрь-ноябрь 2021 года), о целях и задачах МКДО говорила в своем выступлении старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Раиса Карпова.
В МАДОУ №173 «Росинка» г. Улан-Удэ разработана уникальная авторская «модульная технология» современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях дошкольной образовательной организации. Сущность «модульной технологии» в том, что дети самостоятельно могут менять игровую среду с учетом возникающих проблемных ситуаций, инициатив, проектной, познавательной, двигательной деятельностей, поскольку модули соответствуют требованиям ФГОС ДО: многофункциональности, трансформируемости, вариативности. Формированию субъектности ребенка, реализации его способностей, возможностей и интересов способствует качественная, комфортная развивающая среда, которую проектируют и создают педагоги. О важности и значимости условий в детском саду, созданных для детей, отметила заведующий МАДОУ №173 «Росинка» г. Улан-Удэ Татьяна Подтележникова.
О проведенном внутреннем самообследовании в режиме эксперимента на основе Концепции МКДО Национального института качества образования, о выявленных дефицитах и проблемах в организации образовательного процесса и создании условий для дошкольников, принятии управленческих решений по итогам мониторинга рассказала заведующий МАДОУ №51 г. Улан-Удэ Елена Будаева.
Количество детей с психическими и неврологическими заболеваниями, врожденными аномалиями неуклонно растет. Дети с такими заболеваниями являются основным контингентом воспитанников дошкольных образовательных организаций, которым требуется специализированная психолого-педагогическая помощь и создание специальных образовательных условий. Очевидно, что в каждом конкретном случае вся спецификация условий будет проявляться на всех «уровнях» — от общеспецифических до индивидуально-ориентированных. О необходимости предоставления качественных комплексных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью рассказала старший методист, учитель-дефектолог Консультативного центра МБДОУ №16 «Родничок» г. Улан-Удэ Вероника Чердонова.
Рабочая Программа воспитания – новый документ, который необходимо разработать ДОО к сентябрю текущего года. Поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ, который дает образовательным организациям право самостоятельно разрабатывать и утверждать Программу воспитания (п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Современное общество предъявляет всё больше требований к результатам образования, их практической значимости, что напрямую связано с эффективностью поставленных воспитательных задач. Какой должна быть Программа воспитания в детском саду размышляла старший воспитатель МБДОУ «Колосок» с. Нижний Саянтуй Тарбагатайского района Ольга Степанец.
Активное участие в работе конференции приняли Лариса Тимофеева, методист Закаменского РУО, Мария Сумкина, заведующий МДОУ «Росинка» с. Турунтаево Прибайкальского района, Лариса Зинатуллина, заведующий МАДОУ №111 "Дашенька" г. Улан-Удэ, Ольга Прокопьева, заведующий МБДОУ №56 «Теремок» г. Улан-Удэ, Валентина Мурзина, заведующий МБДОУ "Золотой Ключик" п. Таксимо Муйского района. Они отметили, что доклады спикеров были содержательными, интересными, отвечали актуальным проблемам дошкольного образования и вызовам времени, в условиях реализации ФГОС ДО, введения Концепции, показателей и инструментария МКДО актуализируется проблема обеспечения качества дошкольного образования через создание развивающих предметно-пространственных сред, изменения содержательных линий в воспитании дошкольников, повышения качества профессиональных компетенций педагогических работников ДОО, создания качественных условий получения дошкольного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, необходимости разработки региональной Программы развития дошкольного образования.
По итогам обсуждения докладов, участники конференции предлагают реализовать следующие меры по повышению качества дошкольного образования в Республике Бурятия.
1. Министерству образования и науки Республики Бурятия (2021-2022гг.).
1.1. Разработать региональную программу развития дошкольного образования с учетом целевых показателей развития дошкольного образования на региональном и муниципальном уровнях.
1.2. Разработать план мероприятий на 2021 год по организации мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) в ДОО Республики Бурятия (на основании письма Рособрнадзора от 18.06.2021. № 08-111 «О проведении мероприятий по МКДО в 2021 году»).
2. ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» (2021-2022 гг.):
2.1. Разработать новые программы и внести изменения в существующие программы повышения квалификации педагогических работников ДОО с учетом рисков и возможностей в области повышения качества образовательной деятельности, в области воспитания детей дошкольного возраста.
2.2. Провести серию семинаров по программе «Мониторинг качества дошкольного образования: Концепция, механизмы, инструментарий» для специалистов, методистов рай(гор)УО, руководителей, старших воспитателей ДОО РБ.
3. Муниципальным Управлениям образованием (2021-2022гг.).
3.1. Разработать муниципальные программы развития дошкольного образования, целевые показатели развития дошкольного образования на муниципальном уровне.
3.2. Разработать план мероприятий на 2021-2022гг. по организации мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) в ДОО муниципальных образований (на основании письма Рособрнадзора от 18.06.2021. № 08-111 «О проведении мероприятий по МКДО в 2021 году»).
3.3. Проводить системную работу по повышению профессиональных компетенций педагогических работников ДОО в процессе курсов повышения квалификации, семинаров, методических объединений и др. Активизировать деятельность методических служб рай(гор) УО в области обеспечения качества дошкольного образования.
4. Дошкольным образовательным организациям (2021-2022гг.).
4.1. Актуализировать и совершенствовать основную образовательную программу (ООП) ДОО и другие образовательные программы по итогам мониторинга качества дошкольного образования в 2021 году.
4.2. Обеспечить систему внутреннего мониторинга качества дошкольного образования в ДОО на основе эффективных управленческих решений.
4.3. Разработать задания на повышение квалификации педагогических работников ДОО для организаций дополнительного профессионального образования (по выявленным профессиональным дефицитам и актуальным проблемам дошкольного образования) с учетом анализа мониторинга качества дошкольного образования.
4.4. Разработать Программу воспитания детей дошкольного возраста с учетом Примерной рабочей программы воспитания для ДОО (Одобрена решением УМО по общему образованию №2/21 от 01.07.2021г.).