Республиканский семинар по теме «Проблемные вопросы подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе»

На семинаре  рассматривались следующие вопросы:
1. Проблемные вопросы подготовки обучающихся к тестовой части ЕГЭ по русскому языку;
2. Комментарий к сформулированной проблеме как аналитико-синтетическая часть работы с текстом  (критерий 2).  Проблемы оценивания комментария;
3. Критерии оценивания развернутых ответов ЕГЭ по литературе;
4. Самоподготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

В начале семинара  с приветственным словом к учителям-филологам республики обратился ректор БРИОП Владимир Цыбикжапович Цыренов. Преподаватели кафедры Ирина Павловна Цыренова и Лариса Алексеевна Гармажапова посвятили свои выступления самым проблемным вопросам подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе, рассмотрели пути их решения.

Также  в рамках мероприятия учителями русского языка и литературы г. Улан-Удэ был представлен эффективный  опыт  подготовки выпускников к ЕГЭ в условиях дистанционного обучения и самоподготовки, вызвавший большой интерес у слушателей.

В своем выступлении  Софья Владимировна Васильева, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №14» г. Улан-Удэ,  проанализировав  региональные аналитические отчеты о выполнении экзаменационных работ по русскому языку за последние годы, представила учителям обзор заданий, вызывающих наибольшие  затруднения у экзаменуемых (часть 1), предложила методы и приемы, повышающие лингвистическую компетенцию обучающихся.  Также Софья Владимировна   рассказала, как она готовит 11-классников к ЕГЭ  в условиях дистанционного обучения, самоподготовки выпускников.       

Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №32» г. Улан-Удэ  Татьяна  Леонидовна Цыренова рассказала о своем  опыте подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Татьяна Леонидовна  подробно рассказала о технологиях и методах, позволяющих успешно выполнять задания, требующие развернутого ответа (задания 8,15), об  ошибках, допускаемых экзаменуемыми, представила методическую литературу, которая может быть использована учителем при подготовке к ЕГЭ. Кроме того,  Т.Л. Цыренова обратила внимание  учителей на то, что процесс подготовки к этому экзамену помогает решать главнейшую проблему преподавания литературы на современном этапе – изучение литературного произведения на основе его прочтения, так как успешное выполнение целого ряда экзаменационных заданий зависит от хорошего знания содержания изучаемых в школе произведений, на то,  что ЕГЭ (как и любая другая форма аттестации) является элементом педагогической системы преподавания литературы в школе. Вследствие этого экзамен направлен на проверку не только знаний, но и умений, которые учащиеся должны приобрести за время обучения литературе как учебному предмету.

Ольга Михайловна Реховская (МАОУ» СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ) представила  коллективный опыт учителей русского языка и литературы своей школы по разработке   методических материалов  для  успешной подготовки к  ЕГЭ.  Методическое объединение учителей-словесников СОШ №60 на протяжении многих лет успешно готовит своих воспитанников к государственной итоговой аттестации, накоплен большой опыт, которым учителя щедро делятся  с коллегами.  Ольга Михайловна   в своем выступлении подробно остановилась на  вопросах разграничения темы и проблемы, автора и рассказчика в художественном тексте,  различиях художественного  и публицистического текстов, трудностях написания комментария по проблеме текста,  

Учитель русского языка и литературы  МАОУ «Лингвистическая гимназия №»  Надежда Валерьевна Цыбикова рассказала о своем опыте работы над формулировкой проблемы анализируемого текста, предложила алгоритм работы с текстом  для  обучающихся с низким уровнем успеваемости: работа с  ключевыми словами, нахождение оценочных выражений.  Чтобы отработать эти умения, Надежда Валерьевна разработала множество приемов, благодаря которым выпускники успешно справляются с заданием, и на семинаре поделилась ими  с коллегами.

В заключение хочется сказать, что семинар принес его участникам неоценимую пользу. Приёмы  и методы учителей, направленные на глубокий анализ текста, на развитие всех видов грамотности позволяют решать практические задачи при подготовке к итоговой аттестации.

Выражаем большую благодарность учителям-профессионалам, которые поделились своими наработками с коллегами, и всем участникам семинара!