Бобкова Наталия Георгиевна, кандидат филологических наук. 49 лет назад перед ней впервые открылись двери школы, с тех пор она неизменно дарит знания детям.
«Мы все понимаем, что мир меняется, знания стремительно устаревают, а от детей требуется обладание такими компетенциями, которые отвечают вызовам современности». По словам Натальи Георгиевны, ей импонирует определенный круг компетенций, которые называют в последнее время интересным термином, практически оксюмороном - «Эмоциональный интеллект», который проявляется в умении учиться, способности к рефлексии, эмпатии, самопознании и умении сотрудничать.
По результатам международного исследования PISA именно эти компетенции необходимы для успешной реализации человека в мире будущего. «Цель моей педагогической деятельности является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, развитие эмоционального интеллекта, что приведет к будущему успеху моих учащихся. Помимо этого, актуальность данной темы ярко проявляется в условиях технического професса, который сводит живое общение к минимуму, а обедненная эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов».
Для того, чтобы информация на уроках вызывала эмоциональную реакцию у детей, необходимо подобрать такой дидактический материал, который будет затрагивать струны души учащихся. И, в первую очередь, необходимо научить детей читать и привить любовь к чтению. Для развития этого навыка ею проводятся курсы «Учимся читать», целью которых является создание условий для эффективного обучения чтению и развитие интеллектуальных и творческих способностей. Чтение сказок и последующая их инсценировка учит детей понимать свои эмоции и подобающе их выражать. Для развития и тренировки грамматических навыков используется авторский сборник грамматических упражнений как дополнительное учебно-методическое пособие к УМК «Звездный английский».
Одновременно с работой над пониманием себя, важно обеспечить детей заданиями, которые бы позволили ученикам учиться понимать других и сотрудничать в группах, в парах, в команде. Это в первую очередь диалоговая форма работы, например, групповые дискуссии. Подготовка аргументов готовит детей к аргументации необходимой для письменной части ЕГЭ, к написанию эссе. Для подготовки учащихся к ГИА - 9 и ГИ А -11, Наталья Георгиевна разработала учебно-методические пособия «Сборник тренировочных вариантов ОГЭ. Устная часть. 10 вариантов» и «10 тренировочных вариантов ЕГЭ по английскому языку. Устная часть», направленные на совершенствование речи и обеспечение тщательной подготовки учащихся к сдаче экзаменов по английскому языку, что, в свою очередь, необходимо для поступления в ВУЗы страны и дальнейшей успешной социализации учащихся.
«Я развиваю социальные навыки детей, организуя сотрудничество не только в группе, но и в параллели, между старшим и младшим звеном, мною разработана система наставничества. Старшеклассники являются «наставниками» учащихся младшего звена». Данная система доказала свою эффективность, результатом явилось повышение среднего балла учащихся и обоюдный рост мотивации.
В своей работе она активно применяет технологи ситуации успеха, игры и здоровьесбережения, а также технологии проблемного обучения и проектной деятельности. ИКТ - технологии всегда вызывают эмоциональный отклик у детей. Это различные приложения и сайты, направленные на актуализацию лексики и грамматического материала. «Безусловно, мы понимаем, что дети проводят много времени с гаджетами, поэтому мне было важно создавать пространство, где будет преобладать живое общение, где будут развиваться навыки эмпатии и сотрудничества. Я реализовала свою задумку через «Курсы погружения», посредством которых создаются условия для длительного языкового погружения». Курсы проходят в каникулярное время, в течение 2 дней по 8 часов, без перерыва в виде ролевых игр, квестов, настольных игр, с обязательным применением приемов комплимента, создания ситуации успеха, рефлексии, различных форм работы - в группе, в паре, массовые формы работы.
Внеурочная деятельность также нацелена на развитие эмоционального интеллекта. «Ситуация пандемии, в которой мы все оказались, открыло для нас возможность посещения онлайн музеев, экскурсий и театров. Это способствует формированию эстетического чувства и может быть использовано в качестве заданий, направленных на развитие предметных умений - написать эссе, провести обсуждение на основе увиденного, составить собственную экскурсию для иностранцев».
Учащиеся с интересом относятся к данному проекту, подобные курсы по предмету всегда вызывают живой интерес у ребят, так формируется мотивационный интерес. Дополнительной мотивацией служит то, что многие в летние каникулы выезжают за границу на отдых, общаются со своими сверстниками по Интернету, и для них важно уметь поддержать коммуникацию на должном уровне. По словам учащихся, они стали лучше понимать друг друга и чаще общаться, погружение повышает их собственную самооценку, а также выявляет лидерские, творческие, организационные и другие качества.
Эффективность данной методической системы подтверждают высокое качество знаний учащихся, ежегодные детские результаты участия и побед в олимпиадах и конференциях разного уровня, высокая мотивация и вовлеченность в процесс обучения. Ежегодно учащиеся становятся призерами и победителями олимпиад муниципального и регионального уровня. В 2021 г. учащаяся 9 класса, Курас Дарья, стала победителем регионального этапа ВСОШ по английскому языку и была приглашена на заключительный этап ВСОШ в Калининграде. По результатам заключительного этапа, Дарья заняла 11 место среди 258 участников.
Исследовательская деятельность дает Наталье Георгиевне возможность более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, что находит свое подтверждение в выступлениях на конференциях регионального, всероссийского и международного уровнях: НПК «Современные технологии: Актуальные вопросы, достижения и инновации». Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики, межъязыковой и межкультурной коммуникации при обучении иностранным языкам в современных системах образования». Международная НПК «Язык - культура, мышление - познание». Всероссийская научно-практическая конференция «Принципы эффективного взаимодействия педагога с родителями обучающихся в рамках ФГОС», НПК организации», круглый стол с международным участием «Проблемы и перспективы развития отечественных и зарубежных гуманитарных наук» и др. Наталья Георгиевна является автором 23 научных статей, в том числе в рецензируемых научных изданиях ВАК.
Одним из новых видов педагогической деятельности, сформировавшихся в последнее время, является педагогическое проектирование. С целью использования системного подхода к образовательному процессу участвую в работе методических объединений Всероссийского проекта «Урок. РФ». В рамках этого проекта приняла участие в формировании сборника методических разработок и педагогических идей. Опубликовала свыше 70 методических разработок и более 30 разработок обучающихся на сайте сообщества и в печатных изданиях.
Будучи кандидатом филологических наук, с 2010 г. Наталья Георгиевна в своей педагогической деятельности важное место уделяет организации учебно-исследовательской работы школьников. Опыт работы показал, что это положительно влияет на повышение уровня их учебно-познавательного интереса и внутренней мотивации к изучению иностранного языка. Учащиеся с большим интересом участвуют в научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней: «Шаг в будущее» (в 2015 призером муниципального этапа и участником республиканского был Хамеруев Алексей, в 2021 г. Тушимилова Арина), участвуют в конкурсах сочинений на английском языке — «Мир вокруг нас», «Дом под крышей голубой», «Эх, дороги» и занимают призовые места (в 2019 г. победителями были Васильева Мария, Егоров Иннокентий, в 2020 г. Ракшаев Тимур, в 2021 г. - Барнадаева Арюна, Курас Дарья, Базарова Алина).
Учащиеся гимназии, изучающие французский язык, неоднократно становились победителями и призерами региональных научно-практических конференций» «Неконференция: Франция и Германия в современном поликультурном обществе» (Базарова Янжима, призер), «Сибирская весна» (Цыбикова Арюна, Пакулева Евгения, призеры), НПК молодых исследователей «Шаг в будущее» (Пакулева Евгения, Ханхалаев Максим, Цыбикова Арюна, Чиркова Виктория), а также всероссийской конференции (Ханхалаев Максим, победитель).
Для организации образовательной среды в раскрытии творческого потенциала, уровня освоения языка обучающихся, ею создана методическая разработка «Олимпиадные задания по французскому языку для 9-11 классов» новизна, которой заключается в системном подходе учителя в организации олимпиады по предмету, в использовании заданий, проверяющих способности к анализу и самоанализу обучающихся. Результаты участия школьников в городской и региональной Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку (Тарбаев А. - I место, Серебренников М. - победитель 2017, 2018 г.). Городской олимпиады «Лингвист - 2016, 2017» (Цыбикова А., Ангарова А., Балдаева И. - победители и призеры). Городской олимпиады «Первоцвет» (Осорова Э., Баглаева А., Прокопьев П., Серебренников М. - призеры). Межрегионального конкурса «Навстречу весне» (Базарова Я. победитель 2020 г.). Всероссийского конкурса ИЯ РУДН «Мои литературные открытия» (Медведева Д., призер) и др. демонстрируют системность работы учителя.
Справочно об участии в конкурсах:
1. Всероссийский дистанционный конкурс «Учитель года России - 2020» - III место.
2. Всероссийский профессиональный конкурс «Гордость России». Номинация «Лучшее портфолио» 2020 г. (I место).
3. Всероссийский профессиональный конкурс «Гордость России». Номинация «Лучший сайт педагога» 2020 г. (П место).
4. Всероссийский профессиональный конкурс «Гордость России». Номинация: Лучший конспект занятия 2020 г. (I место).
5. Всероссийский профессиональный конкурс «Гордость России». Номинация: Педагогический проект 2020 г. (Победитель).
6. Высшая школа делового администрирования. Международный конкурс интернет - ресурсов педагога «Моя педагогическая копилка - онлайн» 2020 г. (1 место).
7. Республиканский конкурс методических разработок по проблемам формирования межэтнической толерантности 2020 г. (Лауреат).