Бальжанов Фидэль Бадмажапович все 18 лет своей педагогической деятельности посвятил родной школе.
«Каждый ребенок это яркая, неповторимая личность. У каждого - свой характер, свои физические возможности, телосложение и т.д.», - считает Фидель Бадмажапович. Эти индивидуальные особенности каждого ребенка стали основной причиной его работы над методической темой «Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игрового, соревновательного и современных информационных технологий».
По требованию ФГОС на уроках необходимо использование метапредметного подхода. По его мнению, с применением этого подхода, для учителя физкультуры открываются большие возможности разнообразить и научно обосновывать пользу предмета и его влияние на общее развитие личности, ставя метапредметную связь в основу обучения. К слову, на уроке физкультуры он часто использует элементы бурятской национальной культуры. Например, использование бурятских узоров на уроке физкультуры. Так, "алха" – молоток применяется для развития навыков перемещений, стоек для игры в волейбол, узор «улзы» хорош во время игры для развития периферического зрения (верхнебокового, нижнебокового и т.д.), памяти, быстрого мышления, меткости и точности для передачи мяча.
В качестве разминки я предлагаю несколько упражнений для подготовки организма к предстоящим физическим нагрузкам, используя элементы бурятского национального танца - например, ёхор.
Также на уроках физкультуры им часто используются элементы из такого вида спорта, как стрельба из лука. Поскольку стрельба из лука способствует укреплению мышц спины, бёдер, пресса и икроножных мышц. Хорошо влияет на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. Концентрация на определённой точке во время стрельбы является не только отличной зарядкой для глаз, но и сказывается на собранности ребенка, его решительности и внимательности.
На протяжении ряда лет адресная работа с одаренными детьми по обеспечению индивидуализации образовательного процесса заключается в организации спортивного лагеря дневного пребывания. Для выявления одаренных детей им создаются образовательная среда, которая максимально способствует проявлению спортивной активности для развития проявившихся способностей, создания условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей конкретного учащегося.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми им учитываются, возрастные этапы детского развития, которым соответствуют разные типы ведущей деятельности: планирование и анализ, игра, конструирование дел и мероприятий, личный пример, поощрение. Так, например, у детей 6 классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. В этот период важно выявить одаренных детей на начальных стадиях и привлечь их к регулярным занятиям физической культурой и посещению спортивных секций: волейбол, стрельба из лука, шахматы. «Здесь немаловажно участие родителей. Поэтому стараюсь привлекать их к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию». Для подросткового периода ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность - совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.
В результате ребята, посещавшие летний лагерь, стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение своего здоровья. Работа по данной программе позволила учащимся повысить свои результаты в выбранной спортивной специализации.
Посещение спортивного лагеря с дневным пребыванием побуждает к ведению здорового образа жизни, к развитию положительных нравственных качеств личности таких, как ответственность, трудолюбие, умение работать в коллективе, проявлению гуманности, заботы, милосердия к окружающим и повышения спортивных достижений.
Таким образом, в работе Фиделя Бадмажаповича яркой линией прослеживается личностно-ориентированный подход к учащимся с активным применением здоровьесберегащих технологий, тесно связанных с формированием личности, способной к достижению высоких результатов физического развития с одной стороны, и различием индивидуально - психологических особенностей и физической подготовленности детей одного класса с другой стороны. Благодаря этому Фидэль Бадмажапович пользуется большим авторитетом среди коллег, родителей и учащихся. Как отмечают родители учеников, Фидэль Бадмажапович любит свое дело и все свое время отдает привитию детям здорового образа жизни и любви к спорту. «Он умеет найти подход к каждому ребенку. Каждый школьник стремится попасть на его секции и занимается до конца школы. Дети с удовольствием идут на его уроки, где всегда интересно и разнообразно. Мы считаем, что нам очень повезло, что наши дети обучаются у такого грамотного и профессионального педагога…» Такого мнения придерживаются родители учащихся 9 класса школы.
Своим мнением о профессионализме коллеги делится и учитель биологии и географии Мылинской школы Батуева Мария Борисовна: «Занятия, которые проводит Фидэль Бадмажапович, всегда отличаются чёткостью и продуманностью, они интересны и увлекательны, проходят на высоком эмоциональном подъёме, что очень важно для занятий физической культурой. Хорошо владея методикой преподавания, зная возрастную психологию и умело применяя ее в своей педагогической деятельности, Фидель Бадмажапович добивается высоких результатов обучения». Так, многие его ученики не раз становились призерами и победителями как районных, республиканских, так и всероссийских соревнований. Им подготовлены 7 кандидатов в мастера спорта и 3 мастера спорта по стрельбе из лука. Сборная Мылинской школы стала победителем на республиканском этапе Всероссийских соревнований школьников по волейболу «Серебряный мяч», выиграв путевку в следующий этап - на соревнования в ДФО.