В Бурятской гимназии № 29 г. Улан-Удэ она работает 8 последних лет из 36-летнего педагогического стажа. Из стен этой гимназии в прошлом году она проводила свой четвертый выпуск.
«Чтобы расти уверенным в себе, ребенок должен продолжать использовать и развивать свой родной язык, а также жить в родной культуре, чтобы ребенок не потерял чувства сопричастности и ментальные корни», - этому принципу Татьяна Бумудоржиевна следует в своей трудовой деятельности.
Этой проблематике посвящен один из проектов нашей героини - «Краеведение как средство патриотического воспитания и формирования межкультурной коммуникации». Важнейшей задачей, стоящей перед учителем сегодня, является развитие ребенка, его патриотическое воспитание, основанное на знании и умении представить свою родную культуру на международной арене, и иностранный язык как предмет играет в этом первостепенную роль. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке. Так, наряду с краеведением в программу кружковой работы включены занятия на трёх языках: на русском, бурятском и английском. Используя краеведческий материал, ее ученики создают свои проекты - словари, карты, мультимедийные презентации, справочники-путеводители, альбомы с фотографиями достопримечательностей городов и районов Республики Бурятия с их кратким описанием на английском языке - защищают их, выражают свои идеи, выступают в роли гидов, организовывают заочные экскурсии по родному краю, участвуют в разных мероприятиях и занимают призовые места в городских, республиканских конференциях.
По мнению Татьяны Бумудоржиевны, включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся. Благодаря таким проектам, ученики из Монголии проявляют большой интерес к изучению русского языка и поступают в российские ВУЗы, а некоторые ученики из Бурятии учатся в ВУЗах Улан-Батора. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность по краеведению способствует развитию коммуникативных и межкулыпурных компетенций обучающихся, которые они демонстрируют в общении с носителями языка.
В современной жизни роль и значение английского языка значительно повысились, так как английский язык является средством международной коммуникации. И перед учителем стоит вопрос сделать его более доступным и интересным для каждого ученика. Современные учебники по иностранным языкам перегружены информационными текстами о стране изучаемого языка, а российская культура представлена в виде кратких заданий. Интересными или значимыми фактами о своем регионе учащиеся либо не располагают совсем, либо не обладают соответствующими средствами выражения их на иностранном языке. Для выполнения таких заданий необходим подбор фактического материала.
Поэтому Татьяна Балданова разработала и дополнила дидактические материалы по краеведению Республики Бурятия на английском языке, систематизировав работу с краеведческим материалом на уроках английского языка. Все это нашло отражение в ее собственной методической разработке «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского (немецкого) языка». Одной из ключевых задач методразработки стало использование английского языка как средства передачи универсальных и национальных культурных ценностей своего региона на основе изучения других культур, их влияния друг на друга, взаимодополняемости в мировом процессе развития общечеловеческой культуры. Ею широко используются современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, ролевые игры, современные информационные, поисковые и исследовательские технологии, включающие создание учащимися электронных презентаций, защиту проектов.
Кроме того, разработанная ею программа элективного курса «Байкальский сундучок» на английском языке» представляет собой дополнительный курс и входит в компонент учебного плана Бурятской гимназии №29 как национально¬-региональный компонент. Актуальность программы также соприкасается с наиболее важной проблемой сохранения бурятского языка и самобытности бурятского народа, проживающего на берегах озера Байкал. В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно - ориентированного и деятельностного подходов к обучению английскому языку. Выполнение на уроках творческих проектов с использованием краеведческого материала побуждает обучающихся к исследовательской деятельности во внеурочное время, развивает интеллект и расширяет кругозор.
«Быть учителем в современной школе - непростая задача. Главное, как я думаю, создать положительную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников, настроить их на правильное восприятие материала. Нам приходится не просто оставаться учителем, но и быть актёром, режиссёром, специалистом в области психологии, но чаще всего нужно быть внимательным и добрым помощником», - утверждает Татьяна Балданова. Она уверена, в основу любого современного урока должны быть заложены идеи личностно-ориентированного подхода: «Меняются цели и задачи учителя, который должен не столько научить предмету, сколько помочь ученику реализовать себя в этом мире. Согласованность педагогических интересов с интересами ребенка, «педагогическая поддержка» ученика, его стремления к самостоятельности, к самопознанию, к самоанализу и самооценке - вот основа личностно-ориентированного обучения. Личностно-¬ориентированный урок, как я понимаю, в отличие от традиционного, в первую очередь, изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству».
Важной задачей на уроке является активизация деятельности учащихся. Поэтому она практикует разнообразные виды уроков: урок-проект, урок- викторина, экскурсия, КВН, урок-концерт, урок-праздник. Подобный подход является одним из эффективных средств повышения мотивации, интереса к предмету, желания учить и познавать, обеспечивая прочность знаний.