Андреева Лариса Валерьевна, учитель ИЗО и технологии Наушкинской средней общеобразовательной школы Кяхтинского района. Всю свою трудовую жизнь она посвятила детям, обучая их творчеству и стремлению к саморазвитию.
Секрет работы Ларисы Андреевой прост: «Я не просто учу рисовать учеников, а прививаю им любовь к Родине, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям».
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования, активное продвижение новых принципов личностно ориентированного образования, применение индивидуального подхода, субъективности в обучении - потребовали от учителей в первую очередь новых методов обучения. Поэтому в своей работе она использует методы обучения, которые способствуют формированию самостоятельной и инициативной позиции учащихся, развивают у ребят исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и практические навыки. «Для меня приоритетно развитие познавательного интереса учащихся, чтобы они могли соотносить полученные знания со своим жизненным опытом, и применять навыки каждодневно», - делится опытом Лариса Валерьевна.
Так, технологии личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, проектный метод, а также авторские педагогические разработки, применяемые в работе Ларисой Андреевой, значительно влияют на положительную мотивацию у учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству, а разработанные занимательные материалы способствуют расширению кругозора, развитию навыков самооценки и планирования их деятельности.
В результате, участие ребят в проектах способствовало выбору будущей профессии многих выпускников. Например, Криницина Виктория окончила Красноярскую государственную архитектурно - строительную академию по специальности «Архитектор», Шангина Наталья прошла ускоренные курсы дизайнера ИрГТУ по специальности «Инженер». Завершает обучение в Бурятском государственном университет им. Доржи Банзарова по специальности «Дизайнер» Ершова Александра. В 2018 году ученица Глущенко Ирина после 9 класса поступила в Иркутский техникум архитектуры и строительств на специальность «Архитектура», а выпускница 11 класса Аббасова Аля поступила в Санкт- Петербургский государственный технологический университет на специальность «Инженер». Это лишь часть звездочек, которыми гордится учительница и вся школа.
В целом, кружки по ИЗО и технологии Ларисы Валерьевны посещают 187 учащихся, среди них 65 ребят имеют высокие творческие способности и повышенную мотивацию. Радуют своим стараниями и успехами и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Все они вовлечены в работу секций и кружков по интересам. Так, в школе увеличилось количество детей, активно занимающихся творческой и, интеллектуальной деятельностью, а вместе с тем выросло количество победителей и призеров конкурсов разных уровней, в том числе всероссийских. Для создания ситуации успеха каждого ребенка ею проводятся выставки работ внутри кружка, лучшие работы и фото демонстрируются на различных выставках, и страницах художественных и творческих сборников.
«Если ученик получил удовольствие от урока, то это залог того, что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет воображение и фантазию». В своей работе Лариса Валерьевна часто использует разные техники – это и некоторые виды монотипий, лепка и роспись игрушки, и многое другое. «Применение игровых технологий на уроках ИЗО и технологии в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки». Потому ее уроки особенно любят ученики. Ведь на ее уроках веселые физкультминутки, игры в животных, игры на внимание, игры-соревнования, диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов, а также ролевые игры.
Анализируя свою работу, она убедилась в достоинствах системы личностно-ориентированного обучения и пришла к выводу о результативности деятельности: учащиеся могут осознанно воспринимать конкретные художественные произведения и различные события в мире искусства; приобретают навыки общения, устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной художественно-учебной деятельности; умеют группировать, классифицировать и систематизировать знания; обобщают и делают выводы, прослеживают причинно-следственные связи. Благодаря системе личностно-ориентированного подхода, учащиеся школы добиваются высоких результатов на разных уровня, становясь победителями и призерами.