О работе секции «Комплексное обеспечение безопасности обучающихся, организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, формирование приоритета здорового образа жизни»

12 февраля 2018 года в рамках выездного заседания Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации в зале заседаний Правительства Республики Бурятия состоялась секционное заседание «Комплексное обеспечение безопасности обучающихся, организация медико-психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса, формирование приоритета здорового образа жизни».
Геннадий Онищенко, депутат Государственной Думы – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, академик Российской академии наук, доктор медицинских наук, открыв заседание «круглого стола», поблагодарил всех, кто приехал в Бурятию. В частности, сказал, что Бурятия – это уникальный регион нашей великой России. Здесь необычный сплав культуры, мировоззрения разных народов. Вызывает большой интерес у гостей Бурятии большая диаспора староверов, которых называют по-местному «семейскими». У староверов особая культура, строгий уклад жизни, каждая вещь имеет свой смысл, значение. Бурятия – это место ссылки декабристов, которые привнесли европейскую культуру. Безусловно, всех привлекает Байкал как хранитель самого большого количества пресной воды в мире.
Далее он определил вопросы, касающиеся безопасности обучающихся в период пребывания на территории образовательной организации: из чего складывается, за счет чего обеспечивается; в чем заключается успешность работы медико-психолого-педагогической службы, проблемы и перспективы подготовки кадров медико-психолого-педагогической служб образовательных организаций. По его мнению, нужно рассмотреть эти вопросы с разных позиций и со всех аспектов. Сделал акцент на то, что в эти дни в Татарстане 33 ребенка были госпитализированы, это резонансное явление в нашей жизни, говорил о читинском случае и случае, произошедшем в школе №5 Соснового Бора. Ни в одном из этих случаев нет простой ситуации. Анализируя причины произошедшего, он отметил, что нужно не только обеспечить внешний контур охраны школ, но понять, что это, прежде всего, внутренние проблемы, поскольку их создали сами школьники, никто со стороны не пришел с террором. Все понимают, что при помощи интернет-технологий, дистанционно, продуманно моделируют и склоняют детей к террору. Это целая система «гибридных» войн. Это психологическая атака. Как быть, что делать? Затем, оценивая случаи суицидальности, сказал, что запретами не решить эту проблему.
Вместе с тем, по его мнению, сегодня стоим на пороге больших изменений, на пороге нового шестого технологического уклада. Развиваются синтетические, генетические технологии, биотехнологии и др. Происходят трансформации в области медицины и других сфер. В этих условиях наша страна должна стать лидером, об этом говорит действующий глава государства. Сегодня выделяются деньги для развития фундаментальной науки, ставится задача подготовки кадров, все понимают, что наряду с глобальными задачами, начинается новый цикл политической жизни, предстоят выборы. В этих непростых условиях необходимо воспитывать здоровое поколение.
Вячеслав Цыбикжапов, заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию обратился с приветствием к участникам и сказал, что те вопросы, которые обсуждаются, которые выделил Геннадий Григорьевич, сегодня актуальны для нашего общества. Для здоровья общества нужно, чтобы учитель сегодня занимался детьми. А ребенок остался тот же. Если с ним поговорить по душам, если его нормально вовлечь в процесс, он пойдет за нами и будет впитывать то лучшее, что у нас есть в обществе, есть у наших народов - патриотизм, уважение к старшим, внимание к близким, поддержка товарищей. Поэтому и требуется этот разговор, очень серьезный, и ведущие эксперты-практики должны подсказать направление. Мы идем в общей канве общероссийского тренда. Тяжело что-то делать самим внутри республики, хотя образование республики находится на достаточно высоких позициях в Российской Федерации. Поэтому должен состояться конкретный, практически ориентированный разговор. Чтобы сделать определенные выводы, которые пойдут на благо ребенка, а не во благо тех структур, которые вокруг этого ребенка находятся.
Сергей Ханхареев, Главный государственный санитарный врач по РБ, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, сказал, что обеспечение безопасности детей и подростков, находящихся в образовательных организациях, безусловно, является одним из важнейших направлений работы власти. Говоря о комплексной безопасности организации мы подразумеваем и санитарно-эпидемиологическую безопасность, т.к сохранение, укрепление здоровья детей и подростков во многом определяется оптимальными санитарно-эпидемиологическими условиями в образовательных организациях. Образовательная организация обязана каждодневно реально гарантировать санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся. Комплекс мероприятий должен быть направлен на создание благоприятных условий для воспитания и обучения детей, результатом которых является улучшение показателей здоровья детей. За последние 5 лет уровень общих заболеваний снизился в среднем на 14%, в т.ч болезней костно-мышечных и соединительных тканей – на 12,8%, болезней глаз - на 16%.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных организациях обсуждается на заседаниях коллегиально-совещательных органов всех уровней власти: в правительстве, у глав муниципальных образований, районов, городских округов, министерств, ведомств с принятием управленческих решений, многолетнее межведомственное сотрудничество. Этот комплекс мер позволил улучшить санитарно-эпидемиологическую ситуацию, снизить интенсивность нагрузки физических факторов и обеспечить стабильное качество и безопасность школьного питания.
В республике за последние 5 лет построены и реконструированы 9 общеобразовательных школ на 1864 места. В прошедшем году в целях исполнения выданных службой Управления Роспотребнадзора по РБ предписаний, был проведен капремонт и оснащено оборудованием 28 общеобразовательных школ в 17 районах и городе Улан-Удэ. В настоящее время ведется строительство 4 общеобразовательных школ на 1569 мест. ФЦПРО поставлена задача обеспечить в 2025 году односменный режим обучения школьников в общеобразовательных организациях.
В Республике Бурятия обучение в одну смену осуществляется в 70% школ, в 2 смены – 27,8%, в 3 смены - ,5 %, это 7 школ. 3 школы находятся в Улан-Удэ, остальные в Иволгинском районе. По этим 7 школам мы подали иски в суд. На сегодня есть решение суда, и оно находится на контроле. Срок - 2018 год. В целях дальнейшего создания благоприятных условий для обучения детей в республике осуществляется строительство школ в рамках государственно-частного партнёрства. Так в 2018 году запланировано строительство 8 школ на 3192 места. Заметным улучшением в работе по созданию школьникам условий для занятия физической культурой и спортом. В прошедшем году отремонтировано 13 спортзалов на 24,5 млн. рублей. В 2018 году планируется ремонт 12 спортзалов с финансированием 36 млн. Ежегодно в республике по выданным планам-заданиям и предписаниям проводится комплекс мероприятий для успешного и эффективного оздоровления детей в летний период, проводится планомерная работа по улучшению материально-технической базы летних оздоровительных учреждений. За 5 лет введен новый летний оздоровительный лагерь в Кижинге на и100 мест. Построены жилые корпуса в 3-х ЛОУ на 135 мест, проведен ремонт жилых корпусов в 24 ЛОУ и 14 пищеблоках. Благодаря этой работе санитарно-эпидемиологическая обстановка в период летней оздоровительной компании сохраняется стабильной.
Органами Роспотребнадзора по РБ проводится работа по соблюдению обязательных требований законодательства, осуществляется контроль за качеством водоснабжения, пищевых продуктов, воздуха в закрытых помещениях, параметров освещения, магнитного поля. За последние 5 лет уровень количества организаций, не имеющих водоснабжения, канализации снизился в 1,5 раза, не имеющих центрального отопления в 1,3 раза. Отмечается уменьшение доли организаций, не соответствующих гигиеническим нормативам по показателям освещенности с 7,2 до 4, 6 %, микроклимата с 4,1 до 3,4 %, превышение нормативов по уровню шума, напряженности электромагнитных полей не выявлено. Удельный вес мебели, не отвечающей росту, снизился почти в 2 раза.
Создание системы школьного питания позволило добиться охвата школьников горячим питанием до 96%.
Галина Гореликова, председатель комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по образованию, культуре, спорту и молодежной политике, говорила о том, что в условиях современных реалий особенно актуально стоит вопрос информационной безопасности наших детей и подростков. Безусловно, информационная образовательная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения. Однако при организации образовательного процесса с использованием ресурсов Интернета, следует уделить особое внимание безопасности учащихся. Значительная часть детей и подростков выходят в глобальную сеть самостоятельно, без внимания родителей и педагогов. Бесконтрольный доступ к Интернету приводит к учащению случаев киберзависимости и игромании, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, проявлению немотивированной агрессии и суицидальным наклонностям. В этой связи сегодня проблема информационной безопасности школьников стала особенно актуальной.
Мероприятия и работа по информационной безопасности детей и подростков в Республике Карелия, в т.ч. профилактике агрессивного и суицидального поведения позволили выявить ряд проблем и сложностей в этой области. При этом необходимо:
- увеличить количество штатных единиц педагогов – психологов, воспитателей общежитий профессиональных образовательных организаций, которые обладают необходимой подготовкой в данных вопросах;
- разработать четкий алгоритм реагирования и взаимодействия для сотрудников образовательных организаций при оказании помощи в случае кризисной ситуации (это и следственные органы, отделы внутренних дел, медицинские учреждения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства; психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение несовершеннолетнего и пр.);
- решить коллизию, возникающую как неоднозначная проблема в случае нахождения ребенка под наблюдением врача-психиатра.
Галина Анатольевна отметила, что актуальны проблемы качества детского телевидения, обратив внимание на снижение количества детских передач и их качества. Обозначенные проблемы, по ее мнению, находят отражение действиях комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по образованию, культуре, спорту и молодежной политике. При Правительстве по инициативе депутатов создана межведомственная рабочая группа по разработке комплексного плана мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей.
На сегодняшний день уже разработан план мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции на территории Республики Карелия на 2018-2020 годы уже разработан и будет утвержден в кратчайшие сроки.
Основными задачами в нем являются:
- Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и несовместимой с задачами гражданского становления детей.
- Создание технических, организационных и правовых механизмов по поддержке и развитию детского и безопасного информационного контента федерального и регионального уровня;
- Информационное просвещение совершеннолетних граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- Формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Это значит обучение способам защиты в информационном пространстве, профилактика Интернет-зависимости, игровой зависимости, предупреждение рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, с использованием технологий;
- Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
В этой связи на федеральном уровне ВАЖНО:
1. Урегулировать общественные отношения по всестороннему обеспечению защиты детей от вредной информации. Один из важнейших аспектов личной безопасности ребенка – обеспечение информационной безопасности – признается сегодня обязанностью лишь государства и субъектов оборота информационной продукции, распространителей информации. Необходимо внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления мер ответственности со стороны родителей в случае установления фактов обсуждений и пропаганды насилия со стороны их несовершеннолетних детей, в том числе с использованием сети Интернет.
2. Решить противоречие, сложившееся в отношении врачебной тайны и конкретной информацией, профессиональной помощи в отношении здоровья ребенка. Без оглашения диагноза, это могут быть рекомендации родителям, учителю, конкретные советы, как действовать в отношении интересов ребенка и его здоровья.
Светлана Будаева, депутат НХ, заместитель Комитета по социальной политике, сказала, что анализ происшествий в образовательных организациях дает основание утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала образовательных организаций потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, уменьшен риск деструктивных воздействий и опасных последствий. Проблемы обеспечения безопасности образовательных организаций были и будут актуальны всегда.
Безопасность образовательных организаций – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательных организаций от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
В республике в последние годы существенно усилились вклады в инфраструктуру образования. За последние 3 года построены 9 школ на 3325 мест, в 2017 году начато строительство школы на 744 места в Улан-Удэ и школы на 450 мест в г. Гусиноозерск. Спортивные залы имеются в 387 (82%) школах, в 78 (16%) школах. Где они отсутствуют, занятия проводятся на базе спортивных сооружений других учреждений. В 2-17 году проведен капитальный ремонт в 13 школах.
Светлана Дымбрыл – Доржиевна обратила внимание на то, что в 91 школе в республике (19%) используют надворные туалеты, в 62-х (13%) работают на привозной воде, 20 (4%) имеют печное отопление. Капитальный ремонт в 2017 году проведен в 9 муниципальных и 9 республиканских общеобразовательных организациях, однако из 465 зданий общеобразовательных организаций в 150 требуется капитальный ремонт.
Обратив внимание на работу медицинских кабинетов, депутат Народного Хурала отметила, что многие образовательные организации при прохождении процедуры лицензирования сталкиваются с проблемой получения санитарно-эпидемиологического заключения. Основной проблемой является несоответствие медицинских кабинетов в образовательных организациях установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Говоря об организации школьного питания, Светлана Дымбрыл – Доржиевна сказала, что финансовое обеспечение осуществляется за счет средств республиканского бюджета, бюджета муниципальных образований и родительской платы. В 2018 году бесплатным питанием охвачены 44846 детей, что составляет 32%.
По состоянию на 5 февраля 2018 года все подведомственные Мин7истерству образовательные организации оснащены автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения. Организации с круглосуточным пребыванием детей оборудованы средствами видеонаблюдения в полном объеме. В сфере антитеррористической защищенности 209 из 465 школ оборудованы системой видеонаблюдения (44,8%), в зоне охвата пульта центральной охраны расположена 131 школа, из них под охраной 107. В 16 школах используется Кнопка тревожной сигнализации, на пульт ЧОП выведены 22 школы, физической охраной школ в полном объеме обеспечены 107 школ. В 338 школах обязанности вахтера исполняет технический персонал.
Дамбинима Самбуев, министр здравоохранения РБ, рассказал о создании условий и подготовке ребенка с множественными нарушениями в службах ранней помощи к переходу в образовательные организации. Это нашло реализацию в Программе Республики Бурятия «Солнышко».
В республике численность детей-инвалидов не имеет тенденции к сокращению, а более того - отмечается рост. Если в 2011 году впервые признано 602 ребенка, то в 2017 году - уже 833 ребенка, и возраст 0-3 года является превалирующим. В республике в 2010 году на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, была создана первая Служба ранней помощи на базе ГБУЗ «Городская больница».
К 2018 году в системе здравоохранения создан маршрут «особого» ребенка, начиная с кабинета катамнеза перинатального центра. Службы ранней помощи с организационно-методическим центром и мобильной бригадой созданы в 5 медицинских организациях, включая сельскую местность.
На основании правовых документов для включения в маршрут образовательных организаций принята Программа «Солнышко», получившая грантовую поддержку на 2017-2019 годы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В реализации программы «Солнышко» с 2017 года участвуют, наряду с 6 медицинскими организациями, 7 образовательных организаций и 1 учреждение социальной защиты населения – реабилитационный центр.
Подходы к детям таковы: выявление проблем в развитии ребенка и проведение междисциплинарной оценки, реализация программ помощи и поддержки семьи, организация перехода ребенка в дошкольное (или иное) учреждение
Очень важным является участие родителей в процессе освоения ребенком последовательно усложняющихся образовательных сред, позволяющих постепенно наращивать образовательный и социальный потенциал, социализация семьи.
Последовательно с 2009 года при реализации программных мероприятий проводится подготовка специалистов – междисциплинарная бригада из 5 человек в каждой службе.
В подготовке помогали Институт раннего вмешательства г.Санкт-Петербурга, Центр лечебной педагогики (г.Москва), ресурсный центр инклюзивного образования г. Красноярск, «Санкт-Петербургский медико-социальный институт» при участии Автономной некоммерческой организации «Физическая реабилитация» (г. Санкт-Петербург), Региональная общественная организация Фонд «Без барьеров», и, наконец, созданный на базе Городской больницы №4 организационно-методический центр, уже сам обучающий специалистов.
И как итог, проводится выездное заседание Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, на которой Службы ранней помощи представляют своих воспитанников для определения в образовательные организации.
Пока их не так много, 67 детей за годы работы служб, но это самые сложные дети, которые не смогли бы социализироваться при ином подходе.
Создание инфраструктуры служб раннего вмешательства на базе учреждений первичного звена здравоохранения и центров ранней помощи позволило бы эффективно решать задачи по первичной, вторичной и третичной профилактике детской инвалидности и значительно улучшить качество, эффективность и скоординированность реабилитационных мероприятий.
Баир Бальжиров, председатель общественной палаты РБ обратил особое внимание развитию сельской школы. Привел два мифа, которые недопустимы сегодня. Это: 1) Никто сегодня не хочет жить в селе; 2) В маленькой отдаленной школе невозможно достигать качества образования. При этом утверждал, что все зависит от учителя, что образование является реальным фактором развития села, что нужно совершенствовать трудовое обучение в школе. Говорил о том, что есть культурный и экономический эффекты сохранения села. В целом, в республике есть множество сельских школ, которые имеют большой педагогический и человеческий потенциал.
Владимир Цыренов, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.п.н. поднял вопросы безопасности детства в современном обществе и отметил, что актуальность проблемы зашиты детства, обеспечения безопасного ее протекания связана с объективными факторами, точнее кризисными явлениями, сопровождающими наше общество. Произошли трансформации в сфере социальной жизни фундаментального характера. Этот процесс имеет значительное количество негативных последствий. Наблюдается резкое снижение самоценности детства, и связанного с ним материнства, отцовства, семьи. Социальная уязвимость детей усиливается деструктивным влиянием мощной социальной стратификации общества и связанной с этим социальной поляризации на ценностные ориентации молодежи.
Сложность и неоднозначность процессов, происходящих в детско-подростковой среде, требуют принятия нетривиальных мер. Этапу принятия мер должен предшествовать период осмысления всех этих процессов, тенденций и последствий в их совокупности и взаимовлиянии, что актуализирует необходимость проведения исследований междисциплинарного характера, комплексного изучения и анализа проблемы обеспечения безопасности детства с учетом новых реалий. Безусловно, нельзя отрицать того, что руководством профильного министерства нашей республики в образовательных организациях осуществляется попытка создания и реализация моделей медико-психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Кстати во многом внедрение инклюзивных подходов инициировало это движение.
Инклюзия должна начинаться намного раньше, с момента рождения особенного ребенка. К сожалению, у нас не развита система ранней помощи таким детям, в период наиболее сенситивный для коррекции дефектов. Необходимо развивать инклюзивное дошкольное образование, в котором успешно формируются социальные (жизненные) компетенции. Тогда бы особый ребенок приходил в школу наиболее подготовленный к интеграции в сообщество сверстников.
По заказу Аппарата Уполномоченного по правам ребенка, Министерства образования и науки РБ учеными Бурятского государственного университета ведется исследование региональной (этнокультуральной) специфики по проблемам суицидов в детско-подростковой среде. Скорее всего, на основе результатов исследований будет разработана программа превенции самоубийств детей и подростков. Безусловно, целью данной программы станет обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения детей группы риска. В условиях трансформации моральных устоев, диверсификации источников получения детьми информации, увеличения рисков для физического и психического здоровья необходимо на уровне государства разрабатывать программы специального сопровождения обучающихся в образовательном процессе. В этой связи нас удручает тот факт, что осуществляется попытка вывода из образовательных организаций медицинских кабинетов и включение их в структуры органов здравоохранения.
Разработка программ должна основывается на глубоком знании сущности процессов, происходящих в детско-подростковой среде. Дефицит знаний в этой области является препятствием оказания квалифицированной помощи. Также Владимир Цыбикжапович обратил особое внимание на кадровое обеспечение. 
Сергей Заир-бек, к.п.н., доцент НИУ ВШЭ, остановил внимание на ряде тех показателей, которые очень сложно измерить. Он говорил о том, что в области построения материально-технической инфраструктуры, безопасной для здоровья детей, за последние 17 лет сделано многое. То, что показатель аварийности образовательных учреждений сегодня меньше на 1% по РФ, о многом говорит. Можно говорить о том, что достаточно благополучными выглядят ряд показателей непосредственно по безопасности образовательного процесса. Эти показатели отслеживаются, в том числе в рамках мониторинга системы образования. Это тот индекс образовательной инфраструктуры регионов, который сегодня представляли. Это такие показатели, связанные с наличием охраны, систем видеонаблюдения, пожарных кранов, дымовых извещателей, тревожных кнопок. У всех этих показателей благополучная динамика, с серьезными, правда, изменениями, связанными, например, с перелокацией средств, связанной с необходимостью их направления на оплату труда педагогических работников для выполнения указов. Сама динамика тем не менее показывает, что развитие систем безопасности происходит достаточно благополучно.
Тем не менее очень важно помнить о том, что само понятие безопасного процесса не заключается просто в необходимых условиях, это обязательно еще и сопровождающее поведение всех участников образовательного процесса как внутри, так и вне образовательного учреждения. Этот показатель сложно измерить. 
На сегодняшний день школа не может справиться с рядом серьезнейших вызовов, связанными с киберпреступностью, с разными явлениями, которые оказывают деструктивное влияние на психику и здоровье детей. Мы не можем обеспечить достаточное участие семьи.
В этой связи Сергей Измайлович счел чрезвычайно важным развитие совместных форм работы родителей и школы с целью создания здоровой безопасной среды. И второе – управленцы должны готовиться не только к управлению финансами, кадрами, но и к управлению безопасностью образовательного учреждения.
Надежда Норбоева, директор ГБОУ «СКОШИ I-II вида» г. Улан-Удэ, говорила о том, что Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат I -II вида», является единственным учреждением в Республике Бурятия для глухих и слабослышащих детей.
В настоящее время в школе обучается 166 воспитанников. В учреждении существует единая и дифференцированная система обучения детей с нарушениями слуха обеспечивающая уровень образования сопоставимый с результатом школьного образования нормально развивающихся сверстников.
Обучение проводится по Федеральным образовательным стандартам для детей с ОВЗ. С соблюдением СанПин для организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным программам. Условием успешной реализации коррекционных задач является оснащение учебного процесса звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и коллективного пользования таких как «Унитон», «Верботон», комплексом специальной литературы, наличием в учебном плане коррекционных предметов, таких как: социально-бытовая ориентировка, дактилология, предметно-практическое обучение, индивидуальные занятия с сурдопедагогом.
В школе работает кабинет психологов, комната эмоциональной разгрузки с сенсорным оборудованием, кабинет интерактивной системы «OPTI MUSIC», который дает возможность проводить учебные и внеурочные занятия с максимальной визуализацией информации, что необходимо для неслышащих детей.
Одной из моделей сопровождения учебного процесса является создание ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) школы. По результатам работы которого определяются индивидуальные образовательные маршруты. Медицинское сопровождение является обязательным для создания специальных образовательных условий: проводится диспансеризация, профилактические мероприятия по укреплению психофизического состояния обучающихся. Применяются здоровьесберегающие технологии. Реализуется проект «Будь здоров!», в котором принимают участие и дети и взрослые. 
Лицензированный медицинский кабинет в настоящий момент, передается в пользование поликлинике №3 г. Улан-Удэ для оказания первичной медико-санитарной помощи. Происходит это потому, что образовательное учреждение не имеет права оказания медицинских услуг.
На наш взгляд, когда идет рост числа детей со сложной структурой дефекта, существует потребность сохранения медкабинета и медработников в штате учреждения.
Анализ деятельности школы за последние три года позволяет констатировать динамику роста профессиональной квалификации педагогических работников. Одним из опосредованных показателей этого является их субъектная активность: участие в профессиональных конкурсах, научных мероприятиях, семинарах.
Вместе с тем, существует проблема старения кадров. Не секрет, что заработная плата учителей не мотивирует выпускников школ идти в педагогические ВУЗы в целом, и в коррекционную педагогику в частности. Согласно стандарту учителя коррекционных школ должны иметь профильное специальное образование, поэтому оплата за обучение ложится на плечи учителей. В связи с этим просим рассмотреть вопрос переподготовки специалистов для коррекционных школ за счет государства.
За последние годы значительно изменился и усложнился контингент учащихся школ. Увеличилось количество детей разных нозологических групп. Около 80 % обучающихся имеют сопутствующие заболевания. 
Хотелось бы отметить, что благодаря взвешенному и разумному решению Министерства образования и науки Республики Бурятия, несколько лет назад была сохранена система коррекционного образования в Республике. Удалось избежать больших проблем в общеобразовательных школах с введением инклюзивного образования. Ведь создание инфраструктурных моделей обеспечения медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ сопряжено с большими финансовыми затратами, с дефицитом специального оборудования, тьюторов, кадров с дефектологическим образованием.
Марина Склярова, заместитель начальника Управления по обеспечению деятельности депутатов Думы аппарата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, вновь обратилась к проблеме информационной безопасности детей. Она рассказала, что 2 февраля 2018 года в рамках реализации проекта сторонников Всероссийской политической партии «Единая Россия» был организован круглый стол на тему «Безопасность детей и подростков в сети Интернет». 
Комплексное обеспечение безопасности обучающихся, в наше время нельзя рассматривать отдельно от безопасности детей и подростков в сети Интернет, потому как на сегодняшний день дети составляют многочисленную и крайне активную часть Интернет-аудитории. Достаточно заглянуть в любую школу, чтобы убедиться в том, что дети буквально погружены в свои мобильные устройства. Не менее 50% детей регулярно общаются в соцсетях, где в том числе играют в различные игры. Находясь в виртуальном мире, они ищут понимания у незнакомых им людей и доверяют им.
Марина Сергеевна отметила, что, подключаясь к сети Интернет, несовершеннолетние могут столкнуться с целым рядом угроз, наиболее распространенные из которых:
- виртуальный террор, пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости, сетевая педофилия, контакты с сетевыми мошенниками «киберсуицид» или согласованные самоубийства;
- нежелательный контент (тексты, картинки, аудио, ссылки на др. ресурсы, компьютерные вирусы шпионские программы);
Исходя из информации, представленной Управлением МВД России по ХМАО-ЮГРЕ на круглом столе, ими на постоянной основе проводится комплекс профилактических мероприятий направленных на недопущение нанесения пагубного влияния вредоносных источников сети «Интернет» на несовершеннолетних, а именно мониторинг социальной сети Интернет, на предмет выявления несовершеннолетних, состоящих в группах с суицидальными наклонностями, для организации проверки, а также для проведения с несовершеннолетними и их законными представителями совместно с представителями субъектов мероприятий профилактического характера.
При проведении предварительных проверок по фактам суицидов (или суицидальных попыток) выясняются причины, толкнувшие ребенка на такой шаг. Марина Сергеевна обратила внимание на то, что факты широкого обсуждения в СМИ того или иного происшествия, связанного с суицидами, приводят не только к информированию об опасном явлении, но и в большей степени к его рекламе. 
В ходе работы по выявлению подобных фактов и своевременному реагированию на них с целью предотвращения детских суицидов выявился ряд проблем: большинство пользователей регистрируются в сетях под вымышленными именами, что значительно затрудняет работу по оперативному установлению их личностей – как кураторов, так и участников групп. Кроме того, подавляющее большинство подростков до совершения ими суицидальных действий не попадало в поле зрения специалистов (врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов). 
Далее было отмечено, что Депобразования и молодежи Югры сегодня уже имеет успешные практики проведения мероприятий, направленных на формирование навыков безопасного пользования Интернетом несовершеннолетними. 
Отдельно отмечено, что одним из приоритетных направлений в профилактической работе по выявлению антиобщественных и асоциальных действий в сети Интернет является деятельность молодежных ячеек «Кибердружин». Целью работы которых является обнаружение опасного контента в сети Интернет.
Помимо, созданных на базе всех профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования ячеек Кибердружин, в 2018 году также запланировано создание ячеек на базе муниципальных центров молодежной политики, волонтерских штабов, общеобразовательных организаций.
В качестве предложения в проект рекомендаций круглого стола по данной секции было предложено для рассмотрения следующее - Операторам сотовой связи, реализующим деятельность на территории Российской Федерации изучить возможность выпуска «детских сим-карт» с изначально заданными параметрами ограниченного контента (с учетом возрастных ограничений).
В ходе обсуждения Геннадия Григорьевича Онищенко интересовали вопросы бесконтрольности при внедрении новых технологий; при организации отдыха детей; возможностей мониторинга поступающей информации через Интернет. Задавал вопросы о том, сколько нужно денег для установки видеонаблюдения в школах республики? Каким образом сохранять врачебную тайну о психических заболеваниях детей и каким образом информировать педагогический коллектив? Как организована работа по программе «Доступная среда»? Какова значимость социального пакета для молодых учителей и врачей? Каким образом идет подготовка педагогов раннего возраста? Какова роль государственно-общественного управления в решении вопросов сохранения безопасности детей? Какой процент детей из коррекционной общеобразовательной школы-интерната для глухих и слабослышащих детей переходят на инклюзивное обучение? Есть ли нормы законодательства, позволяющие контролировать виртуальное общение детей? Особое внимание обратил на то, чтобы учителя, педагоги, родители не нарушали исконную мораль общества, на разработку кодекса поведения учителя, педагога-психолога в интересах безопасности обучающихся.

Любовь Халудорова, зав. кафедрой развития технологии филологического образования
Ирина Цыренова, старший преподаватель кафедры РТФО