О работе секции «Информационно-методическое и учебно-методическое обеспечение как базовый педагогический элемент образовательной инфраструктуры»

В рамках выездного заседания Комитета по образованию и науке Государственной Думы в формате круглого стола на тему «Развитие образовательной инфраструктуры в регионах как условие и ресурс обеспечения качества и доступности образования» 12 февраля 2018 года прошло заседание секции «Информационно-методическое и учебно-методическое обеспечение как базовый педагогический элемент образовательной инфраструктуры». В ходе работы секции были обсуждены актуальные вопросы создания базовых составляющих для функционирования образовательной системы как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, в том числе создания учебно-методических, информационных, методических условий для ее эффективной жизнедеятельности и развития.
В начале заседания секции выступил депутат Государственной Думы Российской Федерации Алдар Дамдинов. Он рассказал о необходимости проведения выездного заседания Комитета Государственной Думы по образованию и науке в Бурятии, о важности создания современной комфортной среды для обучающихся. С приветственным словом от Министерства образования и науки Республики Бурятия выступила начальник отдела дошкольного и общего образования МОиН РБ Татьяна Елистратова.
Максим Лозовский, заместитель генерального директора Корпорации «Российский учебник», в своем выступлении говорил о процессе цифровой трансформации экономики, о ее необходимости и неизбежности в системе отечественного образования, что, в конечном счете, позволит повысить конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке в долгосрочной перспективе. Также он подчеркнул, что создание платформ сервисов и содержания образования для реализации образовательных программ дает большие возможности для разработки индивидуальных образовательных траекторий, улучшения взаимодействия всех участников образовательного процесса. Кроме того, он выделил несколько ключевых условий для цифровой трансформации образования, таких как актуализация ФГОС, в части касающейся формирования у учащихся компетенций цифровой экономики, требований к информационно-образовательной среде школы; включения в число показателей мониторинга качества образования метапредметных и личностных образовательных результатов; создания нормативных условий персонализации общего образования, т.е. нормативного закрепления вариативного содержания образовательных программ и др.
В выступлении Татьяны Максимченко, начальника организационно-методического отдела Центра развития профессионального образования ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления», были рассмотрены вопросы необходимости централизации на федеральном уровне учебно-методического обеспечения, научно-методического сопровождения образовательных программ в системе среднего профессионального образования. Также она поставила вопрос о необходимости возрождения методической службы в образовательных организациях этой ступени, об отставании учебно-методического и методического обеспечения образовательных программ в условиях постоянного развития современных профессиональных технологий, об увеличивающейся в связи с этим методической нагрузке на преподавателей.
Информацию о динамике обеспеченности учебниками и учебными пособиями учащихся в школах Республики Бурятия, об основных задачах и путях решения вопросов по обеспечению учебной литературой в общеобразовательных организациях представила Людмила Попова, директор школы №49 г. Улан-Удэ, депутат Народного Хурала Республики Бурятия. Ею были внесены предложения об утверждении на федеральном уровне перечня технических устройств, на которых реализуются электронные учебники согласно санитарным нормам и правилам, а также о включении в Федеральный перечень учебников учебной литературы по бурятскому языку и литературе и учебников интегрированных курсов, включающих вопросы литературы, искусства, истории и культуры Бурятии, прошедших экспертизу на региональном уровне.
Александр Базиков, проректор Российской академии им. Гнесиных, рассказал о современном состоянии и развитии дополнительного образования – детских школ искусств в нашей стране. В своем докладе он подробно охарактеризовал основные приоритетные проекты и направления по дополнительным образовательным программам в сфере культуры и искусства, на развитие которых направляет усилия Министерство культуры Российской Федерации. В частности, он информировал о создании Федерального ресурсного методического центра по развитию детских школ искусств, одной из задач которого является разработка учебно-методических пособий, обеспечивающих реализацию предпрофессиональных программ.
Саяна Шатаева, координатор РЦК Союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия) в Республике Бурятия, в своем выступлении отметила о поступательном развитии движения WorldSkills в Республике Бурятия. Кроме того, она сообщила о созданном региональном центре развития профессий, оборудованным в соответствии с современными требованиями технологий WorldSkills, а также о работе в республике сертифицированных экспертов, соответствующих квалификации по стандартам WorldSkills.
Елена Козулина, начальник управления образования МО «Баргузинский район» Республики Бурятия выступила с докладом об усилении востребованности и концептуальных изменениях, связанных с информатизацией системы общего образования Баргузинского района. Докладчик в своем выступлении осветил основные проблемы, связанные с процессом информатизации в сельской школе, такие как низкая скорость и качество интернет-соединения; различие в степени оснащенности оборудованием в разных регионах; технические сложности в организации дистанционного обучения; отсутствие технических специалистов по информатизации; отсутствие нормативной базы ведения электронных журналов и дневников; необходимость оснащения сельских школ республики по программе «Российская электронная школа» и др.
Во второй половине работы секции прошло живое обсуждение вопросов, представленных в выступлениях докладчиков. Кроме того, педагоги нашей республики задали вопросы депутату Государственной Думы Алдару Дамдинову по наиболее актуальным проблемам информатизации, учебно-методического обеспечения в регионе. Прозвучали вопросы о необходимости более четкой регламентации в федеральном законодательстве обеспечения обучающихся общеобразовательных организаций учебной литературой, о продуманной и реальной политике внедрения новых ФГОС в системе среднего профессионального образования, о более рациональном финансовом государственном подходе при формировании и изменении Федерального перечня учебников. Представитель системы высшего образования в республике Сергей Архипов, директор центра информационных технологий и дистанционного образования Бурятского государственного университета, поставил вопрос о том, что современное федеральное законодательство направлено, в первую очередь, на стимулирование роста электронных библиотечных сетей. Другими словами, по его мнению, современные отечественные вузы находятся в ситуации, когда для прохождения процедуры аккредитации вынуждены тратить огромные средства на реализацию федерального законодательства, хотя данные средства можно было использовать в этих же целях более эффективно.
Далее Алдаром Дамдиновым был внесен ряд предложений, направленных на улучшение учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
 о необходимости проведения открытой процедуры экспертизы учебников;
 об обязательности введения этапа апробации новых учебников;
 об усилении процесса научно-методического сопровождения используемых в учебном процессе учебников;
 о четкой регламентации финансирования учебно-методического обеспечения на федеральном и региональном уровнях и т.д.
В заключение работы секции были подведены общие итоги и приняты предложения для включения в проект Рекомендации выездного заседания Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Баирма Цырендоржиева, зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы