30 марта 2016 г. в г. Улан-Удэ на базе ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Республики Бурятия, ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», Совет директоров ССУЗов.
В работе секций приняли участие представители органов исполнительной власти, специалисты и представители общественных организаций по делам инвалидов, педагоги образовательных учреждений специального, общего и среднего профессионального образования. Участники имели возможность познакомиться с опытом БРИЭТ, где с 2006г. успешно проводится работа по интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
С приветственным словом выступили Аюна Григорьева, руководитель Центра развития профессионального образования ГАУ ДПО РБ «БРИОП», Евгений Цыренов, директор ГБПОУ «БРИЭТ».
С докладом «Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Бурятия» выступила Ирина Монхорова, ведущий специалист отдела дополнительного, специального образования и интернатных учреждений Министерства образования и науки Республики Бурятия. В своем выступлении Ирина Монхорова привела общие цифры и статистику обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ в Республике Бурятия.
В своем выступлении «Обеспечение непрерывного образования как условие интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество» Владимир Цыренов, д.п.н., доцент, заведующий Лабораторией инновационных технологий в области защиты детства БГУ говорил о том, что процесс инклюзии должен происходить постепенно.
Также в работе конференции приняли участие гости - Лариса Василенко, заместитель директора по НМР ГБОУ «Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса» г. Чита, Надежда Содномова, ст. преподаватель кафедры педагогики начального и дошкольного образования Педагогического институт БГУ, Галина Горбатых, председатель РОО инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», которые поделились своим опытом работы с детьми с ОВЗ.
Констатируя некоторые положительные изменения в организации инклюзивного образования, в то же время участники определили проблемное поле:
- слабое сетевое взаимодействие государственных и общественных организаций, реализующих инклюзивную практику;
- недостаточное обеспечение бюджетного финансирования программ профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов;
- отсутствие преемственности непрерывного образования детей с особыми образовательными потребностями.
В результате обсуждения участниками конференции выработаны следующие рекомендации:
- развитие единого информационного пространства по вопросам инклюзивного образования;
- повышение качества индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями;
- совершенствование методики разработки адаптированных образовательных программ;
- развитие дистанционных технологий обучения;
- соблюдение преемственности непрерывного образования детей с особыми образовательными потребностями;
- развитие безбарьерной среды в образовательном пространстве.