После пленарного заседания II Межрегионального съезда учителей бурятского языка и литературы началась работа секций. Их проблематика, а также актуальность рассматриваемых вопросов говорят сами за себя.
В секции №1 «Научно-методическое сопровождение развития речи на бурятском языке и обучения детей бурятскому языку в дошкольных образовательных организациях» приняло участие около 60 человек. Модераторами секции выступили доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства Сономбал Цыденович Содномов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания Высшей школы бурятского языка и литературы Восточного института БГУ им. Д. Банзарова Оксана Александровна Дареева, сомодератором выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» Оюна Дабаевна Ульзутуева.
Секция №1 была посвящена проблемам сохранения бурятского языка у детей дошкольного возраста в современных социолингвистических условиях в Байкальский регион. На обсуждение были предложены интересные идеи, предложения, мнения, но выступления были очень краткими, из-за ужесточения регламента, в связи с тем, что программа была слишком загружена, а времени отведено мало.
Оксана Александровна Дареева рассказа о дошкольном уровне образования в Концепции преподавания бурятского языка и литературы. К большому нашему сожалению, в концепции практически не уделено внимание на обучение бурятскому языку и развитие бурятской речи детей дошкольного возраста, а этот уровень образования очень актуален в современных социолингвистических условиях, потому что сложилась специфическая ситуация среди детей дошкольного возраста, когда с каждым годом увеличивается число детей не понимающих бурятскую речь и не говорящих на бурятском языке. Детство является основным периодом, когда происходит овладение языком. По мнению профессора ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» Сономбал Цыденовича Содномова, заведующего кафедрой педагогики и психологии детства «ранний и дошкольный возраст нужно использовать как инструмент сохранения и развития родного бурятского языка, создать условия именно в эти годы жизни человека». В связи с этим участники данной секции в резолюцию съезда внесли следующие предложения:
1. Уделить должное внимание уровню дошкольного образования, описать особенности обучения бурятскому языку и развития бурятской речи детей дошкольного возраста с учетом развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций.
2. Создать координационный Совет с участием трех регионов участников съезда по реализации «Концепции преподавания бурятского языка и литературы» в системе дошкольного образования.
Выступающие на секции отметили отсутствие программы по развитию бурятской речи детей дошкольного возраста, отсутствие научно-методических, учебно-методических, наглядных, наглядно-демонстрационных пособий.
В связи с этим участники данной секции в резолюцию съезда внесли следующие предложения:
1. Создать творческую группу из числа ученых-методистов, педагогов практиков для разработки программы по развитию бурятской речи детей дошкольного возраста.
2. Разработать и тиражировать учебно-методические, наглядно-демонстрационные материалы по обучению бурятскому языку и развития бурятской речи.
Педагоги дошкольного образования отметили отсутствие нормативно-правовой основы и методических документов регламентирующие деятельность по обучению бурятскому языку и развитию бурятской речи детей дошкольного возраста в Забайкальском крае, Иркутской области и Республики Бурятия, в связи с этим участники данной секции внесли предложение в резолюцию съезда о необходимости разработки нормативно-правовой основы и методических документов основываясь на Трехстороннее соглашение подписанное в 2018 году между министерствами образования Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края по сохранению и развитию бурятского языка.
Участники съезда отмечали об острой нехватке кадров, педагогов дошкольного образования, не учителей бурятского языка ДОО, а именно воспитателей, знающих дошкольную педагогику, детскую психологию, владеющих методикой дошкольного образования для развития бурятской речи детей дошкольного возраста в условиях интеграции образовательных областей обновленного ФГОС ДО. В связи с этим в резолюцию внесено предложение о создании условий по подготовке педагогических кадров: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физическому развитию для дошкольного образования владеющих бурятским языком.
На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы съезда.